воскресенье, 20 февраля 2022 г.

Золотой Будда

     Царство Сукхотаи во времена правления Рамакхамхэнга Великого ( 1279 - 1298 ) знаменовало собой высшую точку развития первого крупного национального тайского государства. Косвенным, но очень интересным свидетельством расцвета Сукхотаи является дошедшая до наших дней золотая статуя Будды, которая украшает собою храм Ват Траймит в столице современного Таиланда. 

     Статуя изображает сидящего Будду и достигает в высоту более двух с половиной метров ( без учёта украшенного живыми цветами постамента ). Всё тело Будды отлито из сплава, содержащего 40 % золота, голова и лицо содержат уже 80 % этого драгоценного металла, а причёска и высокое украшение на макушке, символизирующее пламя, сделаны из практически чистого золота ( 99 % ). Чтобы получить представление о количестве материала, пошедшего на создание этого объекта поклонения верующих, скажем, что вес причёски и высокой ушниши составляет 45 килограммов. Таким образом, эта скульптура является самой большой в мире золотой статуей - из числа дошедших до нас.

     Точное время изготовления уникального произведения искусства определить не удаётся, но специалисты без колебаний датируют его периодом Сукхотаи, то есть XIII - XV веками. Большинство экспертов склоняются к тому, что трату огромных средств на создание золотой статуи таких размеров мог позволить себе только сам Рамакхамхэнг либо его непосредственный приемник, ибо позднее царство Сукхотаи стало куда более осмотрительным в расходах и уже не допускало подобную расточительность. Кроме того, обращает на себя внимание высокое мастерство тайских скульпторов, литейщиков и златокузнецов, превративших статую в объект высокой художественной ценности, не зависящей от стоимости материала. Такой уровень искусства был характерен как раз для периода наивысшего подъёма царства Сукхотаи. Иными словами, Золотой Будда был создан, скорее всего, в конце XIII века или в самой начале XIV, не позднее 1300 - 1310 годов.

     До нас статуя дошла поистине чудом - ведь немало ценнейших произведений искусства, изготовленных из драгоценных материалов ( а также украшенных самоцветами ), погибло в былые времена именно по причине своей высокой рыночной стоимости. Многочисленные войны неизбежно сопровождались не только гибелью шедевров искусства и иных духовных сокровищ в пламени пожаров и под развалинами дворцов, храмов, палат знати, но и фактически узаконенным грабежом. Воины любой страны, захватив тот или иной город, покорив чужое царство или его часть, безнаказанно присваивали себе всё мало-мальски ценное, до чего могли дотянуться. Разграблению обычно подвергались, среди прочего, храмы и монастыри, хотя противники очень часто исповедовали одну и ту же религию и поклонялись одним и тем же святым. Святыни чаще всего перекочёвывали из храмов побеждённой страны в храмы державы-победительницы, как будто это могло придать святость совершённым захватам и насилиям. Наиболее ценные "находки" переходили в собственность военачальников, влиятельных придворных, а уж самые драгоценные или самые красивые предметы по традиции подносились царю ( князю, королю, императору ). Собственно, то была законная доля монарха в военной добычи. Так что Золотой Будда мог перейти в собственность какого-либо крупного храма захватчиков, но вполне мог пойти и в переплавку, после чего небольшие слитки золота достались бы многим командирам воинских отрядов.

     В 1757 году Сиам, как назывался тогда Таиланд, уже подвластный одному монарху, потерпел поражение от бирманцев, его столица на время оказалась в руках завоевателей. Но монахи, предчувствуя такое печальное развитие событий, догадались "заковать" драгоценную статую в гипс. Взяв столицу, бирманцы не узнали об истинной ценности святыни, хотя со временем перевезли её к себе - как одно из замечательных изваяний изображения Будды. Упомянутая выше традиция просто требовала забрать у побеждённых всё ценное и перевезти во дворцы и храмы победителей. Но особого внимания статуя к себе не привлекла.

     Лишь в середине XIX века, когда Сиам снова усилился, святыня вернулась на свою родину, но тогда уже никто в Сиаме не помнил связанной с ней тайны. Её поместили в одном из скромных провинциальных храмов, окончательно заброшенных в 1930-е годы. И только в 1957 году, когда статую решили перевезти в столичный храм, всё открылось благодаря случайности: сначала Будда упал на землю, и от удара в гипсовом покрытии, продержавшимся почти 200 лет, образовалась трещина, а затем, при транспортировке, сильный дождь смыл кусочек покрытия, и монахи обратили внимание на яркий блеск. После этого гипс сняли, а драгоценную статую с почётом поместили в центральное святилище Бангкока. Так учёные смогли получить редкое свидетельство и богатства древнего царства Сукхотаи, и высочайшего мастерства его умельцев. 



( по А.Ландау ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий