вторник, 1 февраля 2022 г.

Стили ювелирных украшений ( сорок первое упоминание ).

      Ювелирное искусство России рубежа XX и XXI веков - яркое и значительное явление, позволяющее говорить о возрождении культуры прошлого и необычайно интенсивных поисках новых путей развития. Этому чрезвычайно интересному периоду предшествовала сложная, порою драматичная история развития российского ювелирного дела на протяжении всего XXвека.

     Прошлое столетие началось для российских ювелиров с подлинного триумфа на Всемирной парижской выставке 1900 года. Посетители выставки восхищались их талантов и мастерством, ряд ювелирных фирм был отмечен самыми престижными наградами. Дальнейшему успешному развитию ювелирного производства помешала Первая мировая война. Многие талантливые мастера оказались на фронте, а большинство предприятий было вынуждено перейти на выпуск продукции, необходимой в военное время, - медицинских инструментов и предметов походного быта.

     Сокрушительный удар развитию ювелирного искусства России нанесла Октябрьская социалистическая революция. Советское государство уже в 1918 году монополизировало производство изделий из драгоценных материалов, после чего прекратилась деятельность частных ювелирных фирм страны, и прежде всего тех, которые ещё совсем недавно составляли славу и гордость отечественного искусства. Страна потеряла многих талантливых ювелиров, художников, мастеров: одни погибли в огне революции, другие покинули Россию.

     Сначала новые власти проявляли мало интереса к развитию производства ювелирных украшений, считая драгоценности "буржуазным хламом". Однако, с середины 1920-х годов потребность в получении финансовых средств, без которых невозможно было восстановление разрушенной страны, заставило их открыть ряд предприятий, но уже на новой, государственной основе.

     Этот процесс активизировался в 1930-е годы: стали создаваться небольшие артели; ювелиры, имеющие некоторый опыт работы на дореволюционных фирмах, стремились сохранить приёмы ювелирного мастерства и передать эти знания новому поколению. Одновременно, стремясь обеспечить приток валютных средств, стали возрождать традиционные старинные ювелирные центры ( в таких местах, как Великий Устюг, Кубачи, село Красное-на-Волге ), благодаря чему искусство мастеров скани, черни, эмали, чьи произведения пользовались большим спросом за рубежом, обрело новое дыхание.



     ( по И.В.Шаталовой ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий