понедельник, 7 февраля 2022 г.

Стили ювелирных украшений ( сорок второе упоминание ).

     На протяжении долгих семи десятилетий ювелирное производство страны было сориентировано преимущественно на решение экономических задач государства. Объём выпуска ювелирной продукции постепенно возрастал, особенно в послевоенные 1940 - 1950-е годы, однако, большей частью это были незамысловатые изделия, выполненные в традиционном ключе и значительно уступавшие по своему художественному уровню украшениям предреволюционного периода.

     Осуществлённая в 1960-е годы индустриализация ювелирного производства - создание крупных заводов и оснащение их современным промышленным оборудованием - обеспечивала массовый выпуск ювелирных изделий и снижение их себестоимости, но отнюдь не решала художественных проблем. Ручная ювелирная работа всё больше вытеснялась машинной. Унификация и стандартизация - эти два термина, столь чуждые понятию "искусство", стали едва ли не определяющими показателями развития ювелирного дела в стране. Такая стратегия государства позволила насытить рынок украшениями из золота и пополнить бюджет страны, но, в то же время, она неизбежно тормозила художественное развитие ювелирного дела и, что не менее важно, негативно отражалась и на художественных вкусах покупателей.

     Такое положение практически не в состоянии были изменить художники-ювелиры, входившие в Союз художников СССР. По существу, они работали в замкнутом пространстве, "хрущёвская оттепель" лишь несколько приоткрыла завесу, позволив увидеть то, что делали их западные коллеги, и пробудив стремление создавать оригинальные художественные произведения. Тем не менее именно это поколение художников расширило ареал выразительных средств среди отечественных ювелиров: в 1960-х годах - за счёт создания ясных геометрических форм, а несколько позже, в 1970-х, - пространственно-объёмной пластики украшений. 

     Однако, вынужденные в соответствии с советским законодательством работать только с недрагоценными материалами ( что противоречит самой природе ювелирного дела ), они были лишены возможности продемонстрировать в своих произведениях то чарующее волшебство, которое заключено в благородных металлах и драгоценных камнях. Без золота, серебра, бриллиантов и других драгоценных камней творчество ювелиров утрачивало свою главную составляющую, а вместе с этим и многие приёмы ювелирной работы. В таких условиях ювелиры - члены Союза художников не могли не только совершенствовать своё ювелирное мастерство, но и серьёзно влиять не промышленное производство ювелирных украшений.

     Однако необходимость в создании подлинно художественных украшений существовала: они требовались для правительственных подарков, а кроме того, для экспонирования на зарубежных выставках с целью поднятия престижа страны в глазах мировой общественности. Для решения этой задачи в 1965 году в Москве при Алмазном фонде СССР образовали Экспериментальную ювелирную лабораторию, а на ведущих предприятиях Москвы, Ленинграда и Свердловска организовали специальные экспериментальные участки по изготовлению уникальных и малосерийных изделий. К работе на них привлекали  самых талантливых художников и ювелиров. В 1960-1980-е годы ими было создано много достойных изделий, главным образом, выполненных в лучших традициях классического искусства роскошных бриллиантовых украшений, которые делают честь вкусу и мастерству их авторов и исполнителей.

     Благодаря энтузиазму и вдохновлённому труду этих мастеров не канули в Лету, а получили развитие опыт и творческие достижения их предшественников, не прекратилось биение пульса российского ювелирного искусства. Вместе с тем, в условиях ограниченной свободы творчества художники-ювелиры, и даже авторы уникальных драгоценностей, едва ли могли выйти за рамки устоявшихся традиций и классических образцов, а тем более - существенно повлиять на художественное развитие ювелирной отрасли в целом.



( по И.В.Шаталовой ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий