вторник, 16 ноября 2021 г.

Искусство Картье ( шестнадцатое упоминание ).

      11 ноября 1918 года закончилась Первая мировая война - было подписано перемирие в Ретонде. Франция вышла из войны победительницей. Но какой ценой! 1400000 убитых, 600000 инвалидов, 7 % территории разорено, промышленность истощена, огромные государственные долги...

     Однако, эйфория победы заставила в какой-то мере забыть об ужасах смерти и масштабах разрушений. После невзгод и лишений появилось неудержимое желание наслаждаться жизнью. Эта сильнейшая жажда жизни стремилась найти новые пути своего удовлетворения. Ведь теперь всё должно было измениться. Следовало освободить тела и души от условностей лицемерного и ограниченного общества, несущего ответственность за пережитую катастрофу. Буржуазная Франция стала вершить свой собственный суд. Появление новых течений в литературе и искусстве - дадаизма и, затем, сюрреализма - символизировало в полной мере эту критическую позицию, соединённую с иронией, с желанием преступить все границы дозволенного.

     Это были безумные годы! Вновь, как во времена Второй Империи, весь мир с вожделением смотрел на Париж - Париж Жозефины Беккер, Мориса Шевалье, Поля Пуарэ, Кеса ван Донгена... А в центре этого праздника был, конечно же, Русский балет. Это было нечто ошеломляющее! Сергей Дягилев приглашал к себе все великие таланты и все откликались на его призыв: Пикассо, Ларионов, Дерэн, Гончарова, Матисс, Брак, Макс Эрнст, Стравинский, Орик, Мийо, Пуленк, Эрик Сати, Кокто... Большинство из них до войны были реформаторами традиционной эстетики и теперь стали лидерами интеллектуальной жизни, опираясь на собственные открытия 1905-10 годов. Художественный авангард переживал свой расцвет благодаря психологическим и социальным потрясениям, вызванным мировой войной. Он помог Франции выйти из исторического кризиса и принять жизнь в её обновлённых формах.

     Изменение моды - ещё одно свидетельство взаимосвязи между переломом в жизни общества, вызванным войной, и активным ощущением жизни, которое утверждал авангард. Женщины по-новому взглянули на самих себя. Заменив мужчин на производстве и в конторе, оставшись вдовами или обречёнными на одиночество, они научились полагаться только на самих себя. Многие из них быстро оценили достоинства достигнутой эмансипации. ПольПуарэ, бесспорный глава парижских модельеров довоенного времени, осознал эту значительную перемену и предложил в своих костюмах идти по пути раскрепощения тела женщины, уже освободившей от оков свой дух. Он избавил их от тесного корсета и подарил им простые прямые платья из лёгких тканей, которые больше подчёркивали подвижность, стремительность, нежели женственность.

     Коко Шанель, Пату и Лелонг последовали его примеру. Костюм не воплощал больше образ женщины-матери семейства, не отражал устойчивое благополучие её общественного положения, но новую жизнь - независимую и полную радостей. Причёски стали более короткими, юбки - менее длинными. Ноги могли двигаться в ритме чарльстона. Эмансипированная женщина, тоненькая и плоскогрудая, стала спутницей мужчины в работе и развлечениях.

      Отныне женщины полюбили работу, спорт, автомобиль и дансинг. Мода сопровождала эту метаморфозу и способствовала ей. То же самое можно сказать и о ювелирном искусстве. Ювелиров больше не интересовали бриллиантовые гирлянды, предназначавшиеся для супруг богатых буржуа, ни изделия стиля модерн с их причудливо изгибающимися линиями, украшавшие таинственных женщин-полуангелов, полудьяволов. В моде теперь также возобладал вертикальный силуэт: длинные цепочки на лёгких платьях, длинные висячие серьги под короткими стрижками. Узкие или широкие браслеты покрывали обнажённые руки. Броши своенравно прикреплялись то здесь, то там: на плече, га груди или на поясе. Часы, символ деловой женщины, носились на запястье. Появилось много косметических средств для макияжа ( белая пудра на лице, ярко-красный рот, подведённые чёрным глаза ). Последний штрих в этом новом женском образе - сигарета и изящная сумочка, где хранилось всё необходимое.



( по материалам ГосЭрмитажа ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий