Э К Л Е К Т И З М
Человек эпохи Возрождения значительно расширил свои знания о мире: открыв античность, он узнал о существовании древних цивилизаций, покорив новые моря и земли - о неизведанных пространствах. Возрождение стало новым этапом в познании человеком своего жизненного предназначения и своего места в мироздании. Однако, этот переворот не сопоставим по сложности с тем, что пришлось преодолеть для становления нового сознания европейцу XIX века.
Великая Французская революция показала зыбкость политических режимов, даже самого божественного права, и в то же время - ограниченность рационализма. Исторические науки в своём бурном развитии пытались дать ответ на три вечных вопроса: кто мы? откуда мы? куда мы идём? Одной из важнейших задач человека стало изучение истории. ВО Франции были созданы такие институты, как Шартрская школа ( 1821 ), Комиссия по историческим памятникам ( 1837 ) и Афинская школа ( 1846 ). За романтической историей Шатобриана последовала описательная, гораздо ближе стоящая к реальности, к реальным фактам, история Баранта, Тьера, Миньо, Тьерри.
Но недостаточно было знать историю, следовало анализировать её, размышлять над ней, чтобы постичь смысл человеческого существования. Именно к этому стремились Гизо, Конт, Токвиль, Мищле и Тэн. Развитие философии истории привело к открытиям Маркса, потом - к социологии Дюркхейма.
Параллельно с изучением европейской истории от античности до современности расширялись знания о других цивилизациях. Индия постепенно открывалась британцам. После Египетских походов Наполеона (1798 ) Шампольон, Мариэтт и их коллеги занялись изучением древнеегипетских памятников и расшифровкой иероглифов. В результате завоевания Алжира ( 1830 ) и Туниса ( 1881 ) постепенно раскрылись секреты исламской культуры. После победы в Опиумных войнах для англичан и французов открылись рынки Китая. С наступлением эпохи Мейдзи в 1868 году Япония установила тесные контакты с США и Европой.
В итоге европейцам открылось бесконечное множество иных способов мышления и восприятия, разнообразие человеческих отношений и укладов жизни в неразрывности их форм и содержания.
Появление новых музеев сопровождало исследования историков и открытия искателей приключений. Во Франции один за другим создавались музеи: Лувр в 1793 году, Музей Клюни со средневековыми коллекциями в 1843 году, Национальный музей древностей в замке Сен-Жермен-ан-Лэ в 1862 году, Музей скульптуры во дворце Трокадеро в 1882 году и Музей Гимэ = музей истории восточных религий и цивилизаций в 1888 году. А художники и любители искусства оставались преданными стилю эклектики.
( по материалам ГосЭрмитажа ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий