среда, 24 ноября 2021 г.

Искусство Картье ( восемнадцатое упоминание ).

     ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ   АРТ   ДЕКО.   Страшная война не повлияла на престиж Дома Картье. Свидетельство тому - маршальский жезл, заказанный правительством Французской Республики и вручённый в 1920 году победоносному командующему союзными войсками генералиссимусу Фердинанду Фошу.

     Луи Картье не собирался оставлять незаконченными свои проекты, относящиеся ещё к 1907 году. Эволюция в искусстве его коллег-ювелиров убеждала в правильности собственных идей. Другими словами, Картье опасался, что украшение станет совершенно самостоятельным предметом, не связанным с человеческим телом и костюмом. Поэтому в 1925 году он предпочёл участвовать вместе с модельерами Вортом, Дженни, Ланвэном и Калло в выставке в павильоне "Элеганс", а не демонстрировать свои произведения вместе с другими ювелирами в Гран Пале. 

     В своих украшениях и аксессуарах, воспринимавшихся в ту эпоху как нераздельное целое, Картье разумеется, также обратился к геометрическому стилю. Ведь именно он и Шарль Жако были инициаторами создания этого стиля. Из всех геометрических фигур Картье предпочитал форму круга или сегментов круга в качестве композиционной основы, так как считал, что они больше гармонируют с женским телом, чем квадрат или прямоугольник. 

     Пряжка для пояса 1922 года свидетельствует о пристрастии автора круглым формам: два кольца из оникса соединены полусферическим кабошоном бирюзы, центр которого украшен маленьким ониксом в обрамлении бриллиантов. Простая и гармоничная композиция на основе круга! Тонкостью и сдержанностью отличается подбор материалов. Изящно цветовое решение: голубая бирюза с красновато-коричневыми прожилками, чёрный оникс и свечение алмазов. Та же концепция, но ещё более впечатляющая - в броши "стремя" 1925 года.

     В брошах "кисть" круг дополняется вертикалью, перекликаясь с женским силуэтом; струящиеся нити жемчуга изысканно сочетаются с кольцами, на которые они подвешены. Картье очень любил нежный округлый натуральный жемчуг и использовал его в своих украшениях, с пренебрежением отвергая искусственные жемчужины, входившие в моду во всём мире. Иногда круглые формы превращались в спирали, геометрические формы усложнялись, не разрушая гармонию, но лишь внося в неё живую игру.

     Совсем не были исключены квадраты и прямоугольники, появлялись и ромбы, и трапеции, и стрелы. 



( по материалам ГосЭрмитажа ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий