Луи Картье пожелал принять вызов Карла Фаберже, столь активно действовавшего как в Санкт-Петербурге, так и в Лондоне и Париже. Он решил вести с ним борьбу на его же территории, предложив своей клиентуре функциональные предметы, выполненные как настоящие драгоценности. Он потребовал от своих мастерских совершенства в исполнении аксессуаров и часов и добился своей цели.
Как и в "стиле гирлянды", он искал вдохновение в искусстве XVIII века, в частности - в эпохе Людовика XVI, вновь решительно отвергая тот эклектизм, которым ещё наслаждался Фаберже.
Восходящие своими корнями к этой изысканной французской традиции, появились на свет часы в форме вазы с горизонтальным движущимся циферблатом, а также часы с постаментом в виде каннелированной колонны. Того же происхождения мотивы лавровой ветви, кочана со стрелами и цветочной корзины.
Эстетическая концепция изделий Картье стремилась к строгости и деликатности, отличалась любовью к прямым линиям, слегка смягчённым острыми изгибами, острым чувством пропорции. Большей частью изделия были покрыты эмалью, очень ценимой часовых дел мастерами XVIII века. Чтобы исполнить эту тонкую работу, Луи Картье прибёг к помощи русских ювелиров, в частности - Яра и Овчинникова. Работали на него и французские эмальеры.
И всё же Луи Картье не смог добиться всего богатства палитры Фаберже. Однако, он создал восхитительные розовые тона, глубокие синие, изысканные серые, нежные опаловые, интенсивно чёрные. Он дерзнул использовать новые комбинации: сине-зелёные, сине-фиолетовые; разнообразные эффекты гильошированного металла: муар, лучевидный, зигзаги и ломаные лучи. Часы и аксессуары, изготовленные Картье, с их строгими линиями и изысканными украшениями, нежных тонов, превосходно выполненные технически, как и драгоценности "стиля гирлянды", быстро нашли признание и вызвали всеобщее восхищение.
Луи Картье интересовался также мелкой пластикой из твёрдого камня. И здесь он снова обратился к помощи русских мастеров, сотрудничая с гранильщиками Свечниковым, Вэрфелем и Овчинниковым. Картье создавал фигурки животных, главным образом птиц: ибисов, сов, аистов, попугаев. Его также привлекали цветы, он стремился создавать воздушные букеты, используя опал, авантюрин, агат, кварц, нефрит, лунный камень, бирюзу и другие камни. Картье даже пытался соперничать с Фаберже на его территории: им было создано два пасхальных яйца. Одно из пасхальных яиц было преподнесено в дар Николаю II, сейчас хранится в Метрополитен музее в Нью-Йорке.
( по материалам ГосЭрмитажа ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий