понедельник, 22 ноября 2021 г.

Искусство Картье ( семнадцатое упоминание ).

      Так, благодаря этой безумной "жажде жизни" и успехам экономики возрождалось французское ювелирное дело. Снова изделия французских ювелиров сиянием своих огней восхищали весь мир. Прекрасный тому пример - французский раздел на Выставке Декоративных Искусств и Современной Промышленности в 1925 году. Тридцать французских мастеров экспонировали свои работы в теме "Ювелирные изделия и украшения", среди них Окок, Бушерон, Лакрош, Мобюиссон, Ван Клиф. Ни одна другая страна не представила столько роскошных и оригинальных произведений, вызвавших всеобщий восторг.

     Особенного внимания удостоились три участника выставки: Жан Фукэ, Жерар Сандоз и Раймонд Тамплие. Их произведения как бы завершали поиски ювелирного искусства довоенного времени и символизировали эстетику современной эпохи: абстрактное искусство, простые геометрические формы, чистые объёмы с большими гладкими поверхностями и резко обозначенными гранями, сдержанные и контрастные тона, разнообразные материалы - драгоценные и не драгоценные - в самых неожиданных комбинациях.

     В творчестве этих молодых ювелиров отчётливо выразилась зависимость этого нового стиля от мира науки и техники. Жерар Сандоз писал: "Кинематограф - преображённое и ускоренное видение мира, 120 кадров в минуту; красота механизированных фабричных предметов; строгость и величие гладких поверхностей; океанский пароход; современная живопись; авиация; синкопированная музыка ударных инструментов; сервотормоз; шейкер для коктейля; телефонный комутатор; полированная сталь, тусклый никель, тень и свет, механика и геометрия - всё это предметы нашего времени. Мы видим их и живём с ними каждый день. Мы люди своей эпохи, и это основа всех наших настоящих и будущих творений. Я больше не путешествую в портшезе и пользуюсь телефоном. Этим всё сказано".

     Эта интеллектуальная позиция, продолжившая искания немецкого Веркбунда и футуристов, привела к созданию произведений выразительных и оригинальных. Однако, при этом ювелиры в определённой мере пренебрегали главной функцией украшения, которая состоит в её гармонии с человеческим телом.

     Форма стала преобладать над утилитарным предназначением изделия. Сделанные с тонким эстетическим вкусом, эти украшения стали символом стиля Арт Деко ( сокращение от названия выставки 1925 года ). И по сегодняшний день ювелирное искусство Арт Деко нередко воспринимается через призму творчества этих мастеров. Однако, реальность оказалась, как всегда, более сложной. Чтобы лучше понять историю, человек обычно выстраивает схемы, и в эти схемы часто не укладывается значительная часть жизни, иногда самая важная. Внимательное изучение творчества Картье в эту эпоху очень поучительна в этом плане.



( по материалам ГосЭрмитажа ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий