вторник, 9 ноября 2021 г.

Искусство Картье ( четырнадцатое упоминание ).

                            М О Д Е Р Н И З М

     Эклектизм зашёл в тупик. Но и стиль модерн вскоре обнаружил ограниченность художественных исканий, в частности, чрезмерное пристрастие к извилистым линиям. Другие возможности могли быть найдены в контексте культуры, на которую всё больший отпечаток накладывало развитие науки ( радиоактивность, рентгеновские лучи и т.д. ), техники ( автомобили, самолёты, беспроволочный телеграф, кинематограф ) и промышленности. Так, в бурном водовороте событий рождался XX век.

     Росло число художественных журналов и салонов. На выставках в Париже демонстрировались "проклятые" художники: Ван Гог, Гоген, Сезанн. Возникли течения постимпрессионизма, фовизма, кубизма и футуризма. С 1908 года в Париже стали проходить Русские сезоны Сергея Дягилева. 

     Луи Картье жил в атмосфере своей эпохи и тонко чувствовал её. Он был творцом по призванию. Картье отверг стиль модерн, считая его эклектичным. Он хотел, чтобы его искусство было обогащено всем мировым наследием и, в то же время, созвучно современности. Глава фирмы не мог двигаться вперёд в одиночку и окружил себя художниками, направляя их поиски, но не ограничивая свободу творчества. Картье всегда умел находить таланты: Морис Ролин, Анри Шено, Эмиль Тома, Оливье Балош, Жорж Женай и, конечно же, Шарль Жако, которого Картье принял к себе в 1909 году.

     Сразу же между двумя мастерами возникло редкое взаимопонимание. И Картье и Жако увлекались искусством Египта, Индии, Китая, Японии, искусством мусульманских стран. Оба поразительно тонко чувствовали ювелирное произведение: и как самостоятельный предмет искусства, и как украшение женского тела и костюма. Луи Картье предоставил в распоряжение своих художников ценнейшую коллекцию - сборники орнаментов. Сохранившиеся рисунки дают представление о работе над моделями. Сначала копировались старинные мотивы и экзотические орнаменты, затем возникало множество разнообразных идей, круг которых постепенно сужался и сводился к окончательной модели нового украшения. С 1907 года композиции упрощались и становились более геометрическими. Начали преобладать прямые и круглые линии. Появились круглые формы: герб, фибула, длинные шейные цепочки. Основной тенденцией стала ориентация на вертикальную композицию, что соответствовало эволюции женского силуэта, переосмысленного в костюмах Поля Пуарэ.

     Снова вернувшись к концепции Арт-Нуво, Луи Картье предложил использовать кроме драгоценных камней и эмалей, самые разнообразные материалы: оникс, слоновую кость, кораллы, горный хрусталь, агат, сплавы золота. Непрозрачные и прозрачные материалы создавали необычные текстуры, например: оникс и бриллианты. Часто украшения переливались всеми цветами радуги: красным, зелёным, сине-голубым, жёлтым, иногда звучали смелые цветовые аккорды: синий с зелёным, сине-зелёный и фиолетовый, чёрный и белый.



( по материалам ГосЭрмитажа ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий