понедельник, 22 августа 2022 г.

Глиптика ( десятое упоминание ).

     Таким образом печать - магический инструмент - передаёт заключённую в ней силу посредством прямого контакта оттиску, который будучи наделён этой силой, также выступает как магический инструмент. Однако, реализация этой магической силы в самой печати и в её оттиску оказывается различной. Печать, использующая положительные, апотропеические свойства, которыми наделены материал, форма и изображение, выступает как амулет и безусловно является инструментом "магии защиты", то есть позитивного магического действия. Это действие проявляется как в латентной форме, когда печать сопровождает своего владельца ( при жизни и после смерти ) и когда с её наличием связываются представления о благополучии самого обладателя, так и в процессе опечатывания, когда защитная функция дублируется в оттиске.

     Но если для накладывающего печать акт опечатывания очевидно осознаётся как действие позитивной охранительной магии, то для лица, рискующего посягнуть на опечатанный объект, оттиск является инструментом негативной магии, направленной на нанесение вреда. Так проявляется два типа Священного: открытость божественного начала - в самой печати-амулете, и запрет, табу - в оттиске. Можно предположить, что взламывание оттиска воспринималось как аналог осквернения изображения божества или иное святотатство - вырезанные на печати символы и образы имели отношение к божественным персонажам или связанным с ним ритуалам, и нарушитель целостности оттиска должен был вступить в конфликт с божеством, соотносимым с изображением; в случае использования вотивной печати этот конфликт оказывается ещё более острым, поскольку объектом посягательства оказывалась собственность непосредственно божества. Именно авторитет божества, на которое возлагалось осуществление возмездия, являлся гарантом сохранения опечатанного имущества. 

     Так как изображения на печати и оттиске были зеркальными, то интересно привести вывод, сделанный исследователями на базе литературного материала: "Зеркало в большинстве случаев выступает как граница семиотической организации и граница между "нашим" и "чужим" мирами".



( по Е.И.Кононенко ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий