Одним из связующих, переходных звеньев от горщиков и алхимиков к минералогам, геогнозистам ( геологам ), возможно, могут служить общества масонов с их стремлением к коллекционированию, модой на минералогические кабинеты, собрания редкостей, кунскамеры, вниманию к вопросам естествознания.
Вот, что пишет известный исследователь династии Габсбургов Мартин Рейди о времени Марии Терезии и Иосифа II ( вторая половина XVIII. до французской революции, когда масонские ложи подверглись гонениям ):
"Связь масонства с занятиями наукой была очень тесной - настолько, что в чём-то эти виды деятельности совпадали. Некоторые ложи финансировали лекции о паровых двигателях, забивании свай и электричестве, а также основывали научные библиотеки. Венская ложа "Истинное согласие" издавала собственный журнал, посвящённый "наблюдением за делами природы, дабы определить её законы и использовать их для улучшения общества". Неудивительно, что масонство привлекало многих крупных специалистов по естественным наукам, в том числе и директоров Венского музея по естественной истории. Первым великим магистром ложи "Истинное согласие" стал придворный хирург Игнац Фишер, а следующим - геолог и директор музея Игнац фон Борн. Вероятно, членом ложи был и Герард ван Свитен, который служил не только личным врачом Марии Терезии, но и заведующим Дворцовой библиотекой, а кроме того, немало сделал для создания музея".
Ложа "Истинное согласие" была самой прославленной из шести десятков масонских лож габсбургской Центральной Европы и поддерживала связи со всей Европой - от Лондона до Санкт-Петербурга. Игнац фон Борн даже думал превратить её в академию, призванную распространять научные знания, по образцу Лондонского королевского общества ( тоже имевшего масонские корни ). Но она вовсе не была уникальной. Пражские ложи "Три звезды и корона" и "Три орла" также содействовали развитию естествознания, в особенности геологии, а в трансильванском городе Сибиу великим магистром ложи "Три кувшинки" был губернатор провинции эрудит Самуэль фон Брукенталь. Он покровительствовал естественным наукам и помог вступить в ложу своему личному врачу и нумизмату Самуэлю Ганеману, отцу гомеопатии".
К примеру, эрцгерцогиня Мария Анна - старшая из доживших до зрелости дочерей Марии Терезии, была сподвижницей Игнаца фон Борна, впоследствии светской аббатисой и масонкой. Её личная научная коллекция включала 7923 минерала, 195 жуков и 371 бабочку.
Вопрос о роли масонства в развитии геологических ( минералогических ) знаний требует более полного изучения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий