Со временем некогда свободные композиции сменяются всё более застылыми и геральдически-симметричными, и уже в микенских геммах ( XIV -XIII вв. до н.э. ) нередки анатомически немыслимые повороты животных, откровенно зеркальные повторения фигур. Цвет минерала, выбиравшегося для геммы, кажется, у критских мастеров или играл символическую, магическую роль или выбор был вообще безразличен к изображению. Во всяком случае, резьбу на некоторых эгейских геммах из пёстрого полосчатого агата можно оценить только на оттиске.
Критские геммы, как показывают изображения на фресках и находки в погребениях, носили на запястье. Этим объясняются типы эгейских печатей - овальной призмы, лептоидов и дисков чичевицеобразной формы, амигдалоидов - миндалевидных гемм. Все перечисленные типы имеют продольное отверстие для крепления вращающейся дужки, сквозь которую продевалась тесьма или цепочка ( некоторые печати имеют форму, удобную для подвешивания ). Употребление печати было необычайно распространенно, об этом свидетельствуют находки оттисков на глине. В дворце в Фесте было найдено только в одном помещении 7 000 подобных оттисков!
В XV веке до н.э. нашествие племени ахейцев прерывает развитие дворцовых комплексов Крита, а в XII веке и сама ахейская цивилизация с её неприступными крепостями на материке и суровым воинственным укладом жизни гибнет под нашествием северных племён. В развитии греческого искусства период IX - VIII вв. до н.э. характеризуется как "эпоха геометрического стиля".
Глиптика оказывается отброшенной на самую примитивную ступень, забытой оказывается техника резьбы вращающимся сверлом и резцами сложной конфигурации. Геометрические геммы вырезаются от руки на кости, перламутре, стеатите. Сами формы печатей геометризируются. Теперь они имеют вид квадратов, прямоугольников, плоских дисков. Неузнаваемо изменяется стиль резьбы. Не ставя перед собой задачи подобно критским художникам охватить весь движущийся изменчивый мир, резчики этого периода разлагают интересующие их объекты на ясные геометризованные символы.
Такова костяная печать VIII века до н.э. в собрании Эрмитажа с изображением крылатого коня Пегаса, разложенного на плоскости геммы на основные элементы по всем правилам техники "дивизионизма". Самого общего, родового в предмете вполне достаточно резчику, создающему ясную, логичную, но предельно упрощённую, примитивистскую схему-чертёж, а не трепещущий жизнью образ, как это было у эгейских мастеров. Появляются в глиптике этого периода и мифологические персонажи, которые приобретут впоследствии в греческом искусстве особую популярность: кентавры, Геракл, Диоскуры, Аполлон.
Изображения близнецов Диоскуров на эрмитажной печати этого периода решены, как в детском рисунке или работе художника-дадаиста. Тела их строятся на комбинации треугольников, головы - из шариков, конечности - в виде прямых штрихов. Правда, в особой, мужественной и аскетической красоте этим сознательно стилизованным изображениям всё же нельзя отказать.
( по О.Я.Неверову ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий