В 1898 году Луи Картье, старший сын Альфреда Картье, стал компаньоном своего отца. Человек исключительных способностей возглавил фамильное дело. Влюблённый в свою профессию и овладевший всеми её аспектами, он соединял утончённый вкус с широкими познаниями в области искусства. Луи Картье обладал острым деловым чутьём и быстро доказал это: окружив себя прекрасными мастерами, он сумел объединить их в единый коллектив и стимулировать их деятельность.
Как бы освящая и скрепляя дружеские и профессиональные взаимоотношения, сложившиеся между семьями Картье и Ворт, Луи Картье в 1860 году женится на Андрэ, внучке Шарля-Фредерика. Как же после этого не последовать примеру великого модельера и не признать вместе с ним, что Рю де ла Пэ полностью вытеснила Пале Руайяль и Итальянский бульвар как центр торговли предметами роскоши. Рядом с модельерами Вортом и Дусэ там уже расположились парфюмер Герлэн и множество шляпников, перчаточников, портных мужских рубашек, а также многочисленные ювелиры и золотых дел мастера. У Ворта магазин размешался в доме № 7, Картье в 1899 году обосновался в доме № 13.
В эти годы ювелирное искусство переживало настоящую революцию. В этой области, как и во всех видах декоративного искусства, целая плеяда художников решила покончить с эклектизмом, торжествовавшим с начала века. Они хотели, в соответствии с идеями Джона Рёскина, вернуть так называемым малым искусствам всё их самоценное достоинство. Отводя взор от творений прошлых веков, художники стали с жадностью смотреть на природу, ища в ней мотивы, сочетания красок и образы композиций. Эволюция в формах брошей с начала 1880 года уже свидетельствовала об этом. Пример японского искусства вдохновлял и ориентировал их художественное зрение, поэтому они избегали натурализма и создали поистине новый стиль, где царили извилистые линии и блёклые тона.
В ювелирном деле Ренэ Лалик сыграл роль вдохновителя новых идей, подобно тому как это сделал Эмиль Гале в мебельном и стекольном искусстве. За ним последовали Фукэ, Вевер, Бушерон и т.д. Для них ценность ювелирного изделия заключалась не в красоте и богатстве драгоценного камня, а в оригинальности художественного решения. Отныне любые материалы должны были способствовать созданию такого ювелирного изделия - не только драгоценные камни ( алмазы, рубины, сапфиры, изумруды ), но и полудрагоценные ( аквамарин, топаз, хризолит, аметист и т.д. ) и поделочные ( агат, нефрит, сердолик, оникс и т.д. ), а также кораллы, рог, эмали... Так появились на свет чарующие предметы ювелирного искусства, как бы отвечающие образу женщины утончённой и нежной, соблазнительной, таинственной и волнующей. Своё признание это Новое искусство ( Атр Нуво или Модерн ) получило на Всемирной выставке 1900 года.
( по материалам ГосЭрмитажа ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий