понедельник, 6 сентября 2021 г.

Тиара Сайтоферна ( третье упоминание ).

     История с разоблачением тиары скифского царя тоже началась с подробного анализа всего изображённого на ней крупнейшим знатоком античности немцем Фуртвенглером, который заметил, что атлеты и герои на фигурных фризах луврской тиары напоминают актёров, а бог ветров, всегда изображавшийся пластичным и зрелым мужем, исполнен в виде дитя. Историку не верили, особенно коллеги из Франции, но исследователь не сдавался. Он поднял исторические хроники и доказал, что все отношения ольвийцев с Сайтоферном были сугубо военно-конфликтные, с нападениями и выплатой дани, со сражениями и взаимной ненавистью. Драгоценный подарок от греков противоречит простой логике.

     Однако, самым главным доказательством Фуртвенглера оказалась находка прототипов персонажей тиары. Ювелир, исполнявший драгоценное произведение, нанёс на него фигуры и орнаменты, скопированные с предметов разных времён - с с ожерелья V века до н.э., найденного в Тамани, с ваз из Южной Италии, со щита Сципиона, хранящегося в самом Лувре.  Французские специалисты не прознавались в провале, а в Германии находилось много скептиков.

     В 1903 году, когда скандал с опротестованием подлинности тиары уже забылся, художник с Монматра Маянс сообщил в газетах, что именно он является автором знаменитой тиары. Разразился скандал. Парижане издевались над учёными, сочиняли сатирические куплеты и о галоше, в которую сели учёные. Этой сенсации не суждено было быстро затихнуть, потому что другой француз - ювелир Лившиц, засвидетельствовал в прессе, что тиара изготовлена одесским ювелиром Израилем Рахумовским в 1895 - 1896 годах за две тысячи рублей.

     Тиару убрали в запасники, правительство Франции назначило специальную комиссию во главе со знатоком античного искусства членом академии наук Шарлем Клермон-Ганно.

     А между тем Рахумовский прислал в редакцию парижской газеты телеграмму, что он готов приехать с доказательствами, если ему оплатят поездку. Поездку оплатили, и журналисты несколько дней осаждали гостиницу, где остановился одесский ювелир. Пожалуй, самым интригующим и неожиданным был первый допрос ювелира учёными из Лувра. Проходивший публично, в присутствии любопытный и журналистов, он показал, что Рахумовский совершенно ничего не смыслит в античной истории и культуре и доказать, что выполненные изображения  - дело его рук, просто не в состоянии.

     И всё же, после того, как им был назван состав золотого сплава, из которого формировались античные драгоценности, комиссия заколебалась. В Париже не нашлось ювелира, знающего старинный секрет.

     Старый ювелир попросил, чтобы ему принесли любую золотую пластину и, лостав свой инструмент, в присутствии затаивших дыхание учёных на память воспроизвёл одну из сценок, украшавших скандальную тиару. Когда сравнили сделанное с изображением на луврском экспонате, оказалось, что сцена воспроизведена совершенно точно, хотя прошло много лет со времени изготовления.

     Обескураженные французы не только поняли, что перед ними блестящий ремесленник, но также осознали, что из его рук могло выйти немалое количество похожих или подобных произведений, и превратили допрос Рахумовского в интервью. И тут выяснилось, что братья Гохманы сбыли коллекционерам золотые статуэтки богини Ники и Эрота, оседлавших тяжёлых кентавров; о том, что венский барон Ротшильд тешит себя вотивным золотым скелетиком некоего бога античности, отлитого в Одессе и прочеканенного ювелиром, а в Америку перепродано с десяток украшений, статуэток и предметов оружия, изготовленных в ювелирной лавке, где один и тот же человек был ювелиром, скульптором, чеканщиком, шлифовальщиком и композиционером. Ведь именно он из предоставленных братьями листов древних изображений избирал фигуры, составлял композиции, дополнял орнаменты, розетки, надписи, послания и посвящения, при этом не зная греческого, латыни, истории, мифологии и судьбы всего, вышедшего из его рук.

     Французы - люди с большим чувством юмора и лёгким характером. Знаменитая тиара перекочевала в залы современного декоративно-прикладного искусства, а при комплектовании выставок подделок музейщики Лувра с удовольствием включают её в число знаменитых экспонатов. А Ротшильды, Морганы, Меллони, Гугенхеймы, Онасисы - все любители и собиратели античных древностей каждый раз, когда их эксперты и агенты представляют новые экземпляры, закупленные в частных собраниях Европы, особенно тщательно сравнивают их с фотографиями изделий одессита Рахумовского, опубликованных во время скандального интервью, разоблачившего тиару скифского царя Сайтоферна.

( по Ю.М.Гоголицыну ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий