Первой забила тревогу компания "Де Бирс", крайне заинтересованная в расширении рынка бриллиантовых украшений. Чтобы стимулировать развитие бриллиантового дизайна компания в 1953 году объявила конкурс на создание украшений. В его "Условиях" сформулированы основные критерии оценки изделий, и один из главных - это современность творческого решения, умение автора не только продемонстрировать красоту и великолепие бриллиантов, но и отразить в своих вещах новейшие художественные тенденции. Конкурс, который получил название "Алмазная международная премия" ( DIA ), стал самым масштабным и влиятельным творческим состязанием ювелиров, во многом определившим дальнейшее развитие дизайна бриллиантовых украшений.
Уже к началу 1960-х годов среди участников конкурса появились художники-ювелиры, которые вопреки сложившимся стереотипам, ломая рамки традиций и представлений консервативно настроенной публики, привнесли в бриллиантовый дизайн свежие художественные идеи, рождённые эстетическими концепциями нового времени. Своеобразным катализатором этого процесса стали проводимые в 1950 - 1960-е годы в США и Западной Европе выставки драгоценностей, выполненных по проектам выдающихся художников ХХ столетия. На них экспонировались выразительные композиции одного из самых ярких основоположников кубизма, французского живописца Жоржа Брака, сюрреалистические украшения великого испанца Сальвадора Дали, абстрактные мобили из жгутов проволоки американского скульптора Александра Коллера. Ювелирные эксперименты этих и других мастеров "высокого искусства", получившие название "стиль маэстро", отличались безудержным полётом творческой фантазии и побуждали к новаторству и художников-ювелиров.
В 1960-х годах в творческой деятельности ювелиров происходили процессы, радикально изменившие пути развития искусства создания украшений. Так, в это время окончательно сформировалось появившееся ещё в конце 1950-х годов новое направление ювелирного творчества, новаторское по своей сути и не ориентированное жёстко на покупателя, которое определяется в искусствоведческой литературе как "новое ювелирное искусство" или "актуальное искусство". Это направление объединило художников-ювелиров, как правило авторов авангардных вещей, отказавшихся от узкого традиционного понимания назначения ювелирного украшения. Они создавали "самодостаточные" произведения искусства, способные достойно соседствовать с творениями "высокого искусства" на художественных выставках и в музейных собраниях. В этом отчасти можно усмотреть линию, начатую ещё Лаликом и другими художниками модерна, которые также видели в ювелирных изделиях прежде всего произведения искусства.
Но ювелиры этого времени пошли дальше. Никогда раньше создатели ювелирных изделий не были столь свободны и дерзки в выборе материалов, выразительных средств, пластических и композиционных решений. Они вырабатывали оригинальные варианты закрепки и подачи камней, искали новые способы работы с золотом: то нагревали металл и придавали его фактуре неожиданные декоративные качества, используя как бы эффект случайности, то превращали золото в тончайшие листы и работали с ними как с бумагой.
( по И.В.Шаталовой )
Комментариев нет:
Отправить комментарий