В 1875 году новая Опера архитектора Гарнье открыла свои двери. Несмотря на нанесённые войной раны и на политические перемены, Франция демонстрировала вновь обретённое благосостояние и свою волю к тому, чтобы оставаться родиной искусств. Во многом Третья Республика являлась продолжением Второй Империи: верхушка буржуазии держала власть в своих руках, а её растущее благополучие по-прежнему основывалось на развитии сети железных дорог, на всё усиливающейся концентрации промышленности, на деятельности банков, а также на расширяющимся колониальном владычестве. Что касается мира искусств, там всё увереннее утверждал себя эклектизм, отвергая импрессионистов так же, как во времена Империи отвергали Курбе.
Разумеется, эта либеральная и индивидуалистическая Франция не могла больше вынести диктата Двора, как единственного законодателя моды. Рассудочность пришла на смену пышности. Работы по украшению дворцов уступили место открытиям очагов просвещения ( Сорбонна, Фармацевтическая школа, лицеи6 Мольера, Кондорсэ, Святого Людовика ), также воздвижению скульптурных монументов, посвящённых Республике. Однако, вкус к роскоши и парадности не был совсем искоренён, он просто перестал быть столь афишированным и повсеместным, уходя в сферу частной жизни и становясь более тяжеловесно комфортабельным.
В то время, как градостроительство стремилось оздоровить Париж, наполнив его воздухом, салоны всё больше перегружались драпировками, загромождались мебелью и безделушками, задыхаясь за тремя рядами занавесей на окнах. В Париж опять хлынули толпы иностранцев. Любопытство влекло их посмотреть на этот единственный в своём роде город, только что переживший двойную драму - войны с Пруссией и гражданской войны. Но прежде всего они приезжали в Париж в надежде приобрести те предметы роскоши, которых были лишены в течении длительного времени из-за исторических потрясений. Русские, американцы, греки, египтяне и т.д. способствовали быстрому возрождению всего, что было связано с модой и элегантностью. Парижская буржуазия и аристократия от них не отставали.
Зная по горькому опыту каким спасительным финансовым источником могут стать драгоценности в трудное время, они спешили не только восстановить прежние запасы, но и пополнить свои шкатулки.
Ювелирное дело хотя и не вернуло себе того блестящего положения, которое оно занимало в эпоху Второй Империи, вновь стало процветать. Оно с частью вышло из кризиса, связанного с появлением в 1872 году на парижском рынке алмазов из месторождений Южной Африки. Цена на бриллианты резко упала, зато они стали доступны более широкой публике и, таким образом, спрос значительно возрос. Поскольку алмазы были более крупными и менее дорогими, то новым шагом в ювелирном деле стало облегчение оправы. Всемирные выставки в Париже в 1878 и 1889 годах подтвердили приоритет Франции во всех областях прикладного искусства, в том числе в ювелирном деле и моделировании одежды.
Восхищение иностранцев, особенно американцев, всё возрастало. Их заказы удачно компенсировали те трудности сбыта на внутреннем рынке, которые были вызваны экономическим кризисом во Франции 1880 - 1895 годов. Количество заказов всё возрастало, но мастерские не снижали при этом качество работы - как раз наоборот. Среди наиболее известных ювелиров с мировым именем были: Альфонс Фукэ, Фредерик Бушерон, Люсьен Фализ.
( по материалам ГосЭрмитажа ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий