суббота, 18 декабря 2021 г.

Искусство Картье ( двадцать третье упоминание ).

           КРИЗИС.   В эйфории "Безумных лет" все верили в длительное процветание: промышленники и землевладельцы бездумно наращивали производство; финансовые воротилы спекулировали, не имея представления о реальном положении дел. Государство, предприниматели, частные лица всё больше зависели от кредитов.

     И вдруг, в один миг всё рухнуло. В "чёрный четверг" 24 октября 1929 года на Уолл Стрит некоторые тревожные экономические показатели вызвали массовую продажу акций; шестнадцать миллионов ценных бумаг не нашли своих покупателей даже по очень низкому курсу. Это был замкнутый круг ада, вызвавший во всём мире дезорганизацию торговли, крах банков, разорение средних классов, закрытие заводов, массовую безработицу рабочих ( 10 миллионов в 1929 году; 30 миллионов в 1932 году ). Встал вопрос о состоятельности экономического либерализма: должны ли власти вмешиваться, чтобы помочь выйти из кризиса, а затем и в дальнейшем регулировать систему производства и финансирования? Если да, то как и до каких пределов? Экономические дискуссии перерастали в политические: способны ли вообще демократические структуры защитить интересы общества? Не являются ли они пленниками собственных основополагающих принципов свободы и уважения личности? Может быть, нужны совсем другие формы правления, чтобы устоять перед жестокостью мировой капиталистической системы?

     Вот тогда и расцвели тоталитарные режимы. С 1929 года Сталин становиться полным хозяином в СССР. Воодушевлённый примером Муссолини, установившего свою диктатуру в 1922 году, Гитлер приходит к власти в 1933 году, а генерал Франко пытается совершить переворот в 1936 году. С каждым днём всё чаще и сильнее слышалось бряцание оружием. Все эти экономические, политические и военные факторы привели к тому, что эйфория сменилась отчаянием. Интеллигенция искала ответа на вопрос, как повлиять на ход Истории, чтобы она не балансировала над пропастью?

          СТРЕМЛЕНИЕ   УСПОКОИТЬСЯ.   Не все могут испить свою чашу до дна. Под свинцовым небом бытия огромное количество людей чувствовало необходимость в поддержке. Основная черта того времени - поиски успокоения в традициях, радости - в красоте природы, уверенности - в ясных и гармонично скомпонованных формах.

     Наступила определённая пауза в динамике эстетического новаторства. Приверженцы абстрактного искусства продолжали быть активными. Однако, в большинстве своём живописцы и скульпторы хотели вернуться к сюжетному искусству, к изобразительным формам, сохраняя все достижения и воспринимая все открытия в области интенсивного чистого цвета. Они хотели воспевать великолепие мироздания. Матисс, Майоль и Боннар были любимейшими художниками того времени. Возник настоящий культ обнажённого женского тела, сельских пейзажей и букетов цветов. Искусство пыталось привести в жизнь гедонизм, чего не могли дать ни то время, ни всепроникающая урбанизация. Но, увы, тоталитарные режимы извратили эту тягу к классике, заставив произведения искусства воспевать идеалы авторитарной власти на псевдоклассическом языке, понятном массам.

     В архитектуре эволюция была той же самой. Функционалисты считали себя обойдёнными архитекторами, умевшими соединить традиции с современностью. Монументальное неогреческое искусство заполнило Европу. Дворец Шайо и Дворец современного искусства на авеню Нью-Йорк - его лучшие парижские образцы: прямоугольные формы, но массивные и расположенные симметрично, колонны, но без капителей, стены гладкие, но украшенные скульптурным декором в самых видных местах. 

     Вновь использованные художественные ценности европейской традиции содействовали созданию стиля, полного успокаивающего, внушающего уверенность монументального величия. Эта потребность в спокойствии и уверенности, в возвращению к истокам и жизненному благополучию направляли также и искания мастеров прикладного искусства. Целью являлась создать атмосферу комфортности и красоты, используя недорогие материалы, доступные всем, те, которые может предложить наша эпоха. Ни золота, ни мрамора, ни шелков... 

     Что касается моды, то она старалась возродить обаяние женственности. Фирмы Шанель, Ланвен и Вионэ предлагали женскую одежду, которая облегала тело, подчёркивала талию и грудь.

( по материалам Гос. Эрмитажа ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий