ЖАННА ТУССЭН. В эти трудные годы на Рю де ла Пэ, 13, не один Луи Картье прикладывал усилия для оживления творческой деятельности фирмы. Жанна Туссэн помогала ему всё больше и больше, а в 1933 году она официально заняла пост руководителя ювелирного производства.
Продолжая традиции белого Арт Деко, "Пантера" способствовала созданию драгоценностей из бриллиантов и платины. Двухцветную манеру - чёрное с белым - оставили ради одного белого. Оникс и чёрный лак сменились прозрачным горным хрусталём. Использование горного хрусталя позволяло создавать жёсткие структуры, украшенные бриллиантами.
Таким образом, геометрика Арт Деко обретала третье измерение. Незапятнанная белизна и объёмные формы: подобно другим видам художественного творчества ювелирное искусство искало чистоту форм и устойчивое равновесие композиции. Приверженность к белому цвету не исключала использование других цветов. Полихромия продолжала существовать, в частности, в изделиях Дома Картье в Лондоне как следствие его постоянных связей с Индией. Однако, чаще всего она ограничивалась двумя цветами. Что же касается форм этих цветных ювелирных украшений, то они тяготели к массивности с явным предпочтением к сферическим формам.
Массивность форм вовсе не исключала возможности многообразного применения изделий. Жорж Безо, отвечавший за техническую сторону дела, это доказал. Он изобрёл множество новинок: застёжки для колье, шарниры и т.д. Самая большая удача пришла к Безо, когда он запустил в производство клипсы ( здесь он, по-видимому, разработал идею Луи Картье, "подсказанную" тому прищепкой для белья ). С того момента украшения могли трансформироваться: клипсы можно было носить отдельно; соединённые, они превращались в брошь; прикреплённые к браслету, они становились его главным украшением; подвешенные в центре колье, они заменяли собой кулон.
Такая гибкость проявилась не только в использовании ювелирных изделий, но и в художественном решении их форм. линии и углы геометрической композиции уступали место изогнутым линиям, завиткам, спиралям и кольцам. Совершалась постепенная метаморфоза: пирамида превращалась в цветок. Подобно другим искусствам ювелирное дело тоже ощущало потребность в радостях сельской идиллии. У Картье, как и в живописи и в скульптуре, происходит возвращение к сюжету.
Целая серия забавных брошей была создана на Рю де ла Пэ, 13: "божья коровка" в 1936 году, рука, держащая розу, в 1937 году, голова индианки в 1938 году. Углубившийся социальный кризис, к счастью, не убил фантазию. Эти жизнерадостные миниатюры-украшения выполнялись из кораллов, чёрного лака и золота. Золото вновь появилось в ювелирных изделиях в период кризиса, заменяя более дорогую платину. Картье изготавливал гибкие трубки - браслеты-колье из золота, колье из золотых шариков, браслеты из 12 перемежающихся конусов красного и жёлтого золота и т.д.
Аксессуары тоже покрывались золотом, будь то тюбик для губной помады, авторучка, карманные часы, часы-пряжка для пояса или часы-браслет. Всё более и более разнообразные и по умеренным ценам, сообразующимися с условиями жизни, они образовали группу товаров "С", включавшую в себя изящные подарки и предметы первой необходимости. В особенности они нравились американской клиентуре. Любой предмет отныне считался достойным быть облагороженным, даже почтовая бумага, как та, цвета морской волны, производство которой наладил нью-йоркский филиал Дома Картье. Эти предметы могли сочетать в себе несколько функций, как бы оправдывая дорогостоящую обработку многообразием назначения. Так, например, письменный прибор соединял в себе часы, коробочку для сигарет и пепельницу или ручку, чернильницу и вазу.
Увы, тучи продолжали сгущаться. Гроза разразилась и обрушился ливень из бомб. Казалось, что весь мир объят ненавистью, и человек осознал в полной мере, на какие ужасы он способен. Тревога и попытки самоуспокоения уступили место отчаянию...
( по материалам Гос. Эрмитажа ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий