понедельник, 10 января 2022 г.

Советские ювелирные украшения.

     Ювелирные украшения советских художников 1960 - 1970-х годов отличаются большим стилистическим разнообразием. Это не удивительно. Ведь многие ювелиры огромной страны продолжают работать в своих вековых, если не тысячелетних, традициях. Позднюю "советскость" скорее выдают не стилеобразующие элементы ( но и они тоже, особенно в российском сегменте ), а используемые материалы и технологии ( особенности литья, стандарты припоя, эмали и т.д. ).

     Давайте попробуем проиллюстрировать эту мысль. Возьмём альбом "Советские художники-ювелиры. Произведения мастеров союзных республик 1960 - 1970 годов. Москва. Советский художник. 1980.". здесь представлены работы как художников-ювелиров, так и народных мастеров всех союзных республик. Главным образом, приведены произведения индивидуального творчества, которые экспонировались на художественных выставках в СССР и за рубежом. Всего даются 265 произведений 123 авторов. Это гарнитуры, браслеты, колье, гривны, кольца, серьги, клипсы, пряжки и кулоны.

     Посмотрим материал оправы ( их может быть и два в одном изделии ). Результаты таковы: серебро - 194, мельхиор ( нейзильбер ) -62, золото - 53, латунь - 8, медь - 7, бронза - 5, томпак - 3, сталь - 1. Нужно учесть, что в советское время действовали строгие ограничения на работу с благородными металлами. Впрочем, за серебро особенно не гоняли, у работников проверяющих органов и "чёрных полковников" первых отделов жёны тоже хотели носить ювелирные украшения. Широкой популярностью пользовался нейзильбер ( новое серебро ) - сплав меди, никеля и цинка, замечательно имитирующий серебро. Хотя работать с серебром было легче, но кустарные серебряные изделия не принимались художественными салонами для реализации. Многие умельцы работали с медью ( здесь же латунь, томпак, бронза ), особенно, если нужно было красиво представить природный камень. Стальные изделия для советского времени были весьма редки.

     Что же со вставками и иными средствами декора? Эмаль - 32, янтарь - 31, коралл - 29, сердолик - 19, агат - 16, бирюза - 12, аметист - 12, горный хрусталь - 12, жемчуг и дымчатый кварц - по 11, ракушки - 10, гранаты - 8, перламутр, папье маше и лаковая миниатюра, топаз, стекло - по 6, смальта и хризопраз - по 5, имитация александрита, аквамарин, яшма, нефрит, опал - по 4, аметистовая щётка, халцедон, оргстекло - по 3, розовый кварц, турмалин, шпинель, хромдиопсид, цитрин, кварц -"волосатик", лазурит, малахит, берилл, синтетический рубин, бисер - по 2, керамика, морская галька, авантюрин, хризолит - по 1.

     Бросается в глаза почти полное отсутствие драгоценных камней. Нет изумруда, алмаза, очень скромно представлены топаз, турмалины, хромдиопсиды, гранаты и т.д. Представительство янтаря обусловливается уникальным месторождением на территории Калининградской области, давними традициями обработки солнечного камня в Прибалтике и выросшими мастерами Калининграда. Коралл я бы отнёс к модным материалам в городских центрах того времени. Одновременно с этим, небольшие бусины коралла широко использовались в сканных украшениях, хотя их нельзя отнести к подлинно традиционно аутентичным. Ракушки ( обычные "петушки" и прочие Азовского и Чёрного морей ) и морскую гальку я бы отнёс к украшениям-сувенирам с психологическим подтекстом "я хочу на пляж", " я была на море". Другое дело - жемчуг и перламутр. Эти традиционные материалы давно получили международное признание, а вот русские традиции речного жемчуга давно забыты. 

     Изделия с бирюзой востребованы, в первую очередь, в Узбекистане, Таджикистане, Армении и Казахстане. Конечно, ядро всех вставок мастеров и любителей составляют разновидности кварца и халцедона. Если их подсчитать вместе, то они явно доминируют. Это объясняется красотой, доступностью, великим разнообразием материала. Иногда отдельный камень, например, агат или яшма, уже является готовым произведением искусства, его нужно только не испортить оправой. Достаточно широко представлены имитации и синтетические материалы. В то время на природные камни обращали гораздо меньше внимания, отсюда расцвет безкамённых массовых изделий. К сожалению, мало наших чудных поделочных камней: малахита, жадеита, нефрита, лазурита, каждый из которых готов стать сердцем ювелирного украшения. 

     Извините за пунктирность стиля, тема поистине необъятная, один факт тянет за собой другой и тогда остановиться будет невозможно. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий