В 1980-е годы некоторые ювелиры использовали художественные идеи сюрреализма. Особенно оригинально и выразительно колье "Венера" выдающегося немецкого ювелира Клауса Боненбергера, неоднократного победителя конкурсов, проводимых компанией "Де Бирс". Длинная подвеска, выполненная в сюрреалистической манере с использованием золота, бриллиантов и лазурита, представляет собой подобие лица богини красоты.
В 1990-е годы в красочных работах ряда ювелиров ( например, канадца Петера Чанга ), получили новую жизнь цветные феерии фовистов и, в то же время, в их украшениях отразились представления о динамичном темпе жизни основоположников другого направления искусства начала XXвека - футуризма.
Знаменательно, что в последнее десятилетие XXвека ювелиры всё чаще стали придавать своим произведениям некий философский смысл, обращаясь к идеям вербального насыщенного концептуального искусства, выражающего глубинную сущность явлений. Одним из первых и наиболее выдающихся мастеров этого направления был замечательный итальянский скульптор, ювелир и психолог Бруно Мартинацци. Начиная со своих первых ювелирных работ 1960-х годов, он, отталкиваясь от концепций поп-арта и от классической мифологии, сумел передать ощущение гармонии и одновременно напряжения современного мира ( золотые броши и браслеты "Золотые пальцы", "Губы", "Хаос" и другие ).
Развитие новейших технологий во второй половине ЧЧ столетия определило формирование дизайна "хай-тек". Он в той или иной форме оказывал влияние на творчество ювелиров, мыслящих современными категориями века "боингов" и "феррари". Возможно, не без влияния этого дизайна в ювелирном искусстве последних двух десятилетий XXвека ощущалось увлечение украшениями минималистских форм, для выполнения которых использовались новейшие способы выражения, приёмы и материалы.
Конечно, не многие ювелиры отваживались на новаторские эксперименты. Учитывая стоимость используемых в ювелирном деле материалов, оно уже по своей природе оказывается в числе наиболее консервативных видов художественного творчества. Но даже работая в рамках существовавших раньше стилей, ювелиры-художники всегда умели найти те формы и выразительные средства, благодаря которым их произведения соответствовали костюму и стилю жизни определённого времени. Многоцветная картина стилей и стилевых направлений XXвека показывает, что традиции и новаторство в ювелирном искусстве могут развиваться параллельно, не входя в противоречие друг с другом.
Художники-ювелиры, встав в один ряд с живописцами, скульпторами и графиками, наконец, завоевали право на самостоятельный выбор направления и свободу творчества, и это, пожалуй, то главное, чего они достигли в XXвеке и что, наряду с несомненными художественными и техническими достижениями, передали в наследство новому столетию.
( по И.В.Шаталовой ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий