Белый камень. Так и хочется написать что-нибудь легковесно-журналистское, например: "именно белый камень лежал в основе Московской ( и Владимиро-Суздальской ) России, в основе Московской цивилизации. А вот если бы это был не белый известняк, а красный песчаник или чёрный аргиллит, мы бы не были такими белыми и пушистыми, а были бы кровавыми и злыми..." Но, мы - люди серьёзные, поэтому давайте рассмотрим всё по порядку, а выводы будем делать в конце.
Белый камень - известняк, добыча которого была начата много столетий тому назад в районе подмосковного села Мячкова, является непосредственным "участником" возникновения и развития русского каменного дела и зодчества.
Уже восемьсот с лишнем лет белокаменные сооружения Владимиро-Суздальской и Московской Руси составляют гордость древнерусской архитектуры. В них воплощены прекрасные творческие замыслы зодчих, имена которых в подавляющем большинстве случаев остались неизвестными.
Древнерусские зодчие, как правило, хорошо разбирались в строительных материалах. Казалось бы, выбранный ими подмосковный белый камень - этот пористый, сравнительно мягкий в обработке, древний по геологическому возрасту известняк, не сравним по долговечности с какой-либо твёрдой породой ( гранитом, базальтом, песчаником ). Но, тем не менее, он им не уступал в стойкости.
Известняк - местный камень - добывался в Подмосковье издревле, с XII века, в каменоломнях, а частью и в подземных выработках-штольнях близ устья реки Пахры и по берегам реки Москвы, в районе старинных сёл Мячкова, Тучкова и Домодедова. Камень вывозили не только в Москву, но даже и в такие отдалённые города, как, например, Переславль-Залесский, Нижний Новгород и даже в Астрахань, за "три тысячи вёрст". Добывали белый камень также вблизи г.Старицы на Волге и под Касимовым на Оке, но в более скромных масштабах.
Слои мячковских известняков сформировались 230 - 240 миллионов лет назад из морских осадков в каменноугольный период, когда над этой территорией бушевали волны древнего моря. Известняк всегда был самым популярным материалом во всём мире. Менялись со временем вкусы и возможности его использования. Когда массивные белокаменные соборы древней Руси сменили краснокирпичные церкви позднейших времён, то и эти здания украшали днталями из белого известняка, которые контрастом своего цвета замечательно расцвечивали тёмные тона кирпичных сооружений.
При таком сочетании каждая белокаменная деталь в сооружениях оказывалась выразительной, необходимой и точной. Как важно выявить скрытую в камне ( а, следовательно, и в природе ) красоту! Как важно усилить природные качества строительного материала! Ведь мягкий белый известняк легко поддаётся обработке и, в то же время, сохраняет все присущие ему природные качества. Может быть, именно этот камень и создал тот характерный национальный колорит белокаменной архитектуры Владимиро-Суздальской Руси, который уже никак не спутаешь ни с каким другим. Простота и естественность, а вместе с ними и впечатляющая массивность, смягчённая белокаменными деталями, были характерным стилем древнерусского зодчества.
Воздвигнуть здание так, чтобы оно вписывалось в пейзаж, отвечало бы назначению и гармонировало своим белым цветом с окружающим ландшафтом - эту задачу первыми в древней Руси решили владимиро-суздальские, а затем и московские зодчие и их талантливые последователи в центральной части России. Созданные из природного камня сооружения остаются и теперь такими же гармонично "вписанными в приподу", как и много лет тому назад. Мудрое озарение безвестного зодчего церкви Покрова на Нерли было тем творческим порывам, который он запечатлел в белом камне.
( по А.М.Викторову и Л.И.Звягинцеву ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий