пятница, 26 октября 2018 г.

Камнерезное искусство ( пятнадцатое упоминание )

Предыдущее (четырнадцатое) сообщение о камнерезном искусстве можно прочитать здесь.

 

В 1820 году построили специальный корпус для создания очень крупных изделий. Именно здесь обрабатывалась знаменитая колоссальная чаша из зелёно-волнистой ревневской яшмы. По имени фабрики её часто называют "Колыванской вазой" или "Царицей ваз". Автором проекта чаши был А.И.Мельников: при его разработке столичный архитектор исходил из размеров гигантской глыбы алтайского камня и его рисунка.




История её создания растягивается на долгие годы: с с 1817, когда на каменоломне был обнаружен монолит, до 1831, когда обработанную вчерне в карьере заготовку доставили на фабрику, в "цех колоссальных вещей". Здесь над ней работали до 1843 года.

Уникальные размеры "Колыванской вазы" ( чаша - 504 * 322 см, высота - 257 см ) вызывает восхищение. Это самая большая, изготовленная в России чаша, из твёрдой, очень трудной в обработке яшмы.



Во второй половине ХIХ века излюбленным материалом стал королевский серо-фиолетовый порфир. Образцом совершенного владения этим камнем могут служить многие алтайские произведения, в частности, квадратная чаша "с порезкою", изготовленная в 1846-1848 гг. Эта чаша вместе с другими экспонатами из алтайского камня демонстрировалась на первой Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году, где фабрика была удостоена медали второй степени.



Художественная продукция фабрики середины и второй половины ХIХ века разнородна. Известно много случаев простого повтора чаш и ваз, типичных для первой трети ХIХ века, в середине и даже в конце века. Лишь к началу 1870-х гг. в изделиях фабрики стали ясно прослеживаться новые, но нередко, чуждые камню черты. Характерным примером может служить ваза из голубовато-зелёной гольцовской яшмы. Техническое исполнение этой яшмы изумляет - из твёрдого камня с помощью резьбы сделана тончайшей работы корзина, переплетённые прутья которой создают иллюзию мягкой податливости.



( по Н.Мавродиной ).

Жемчуг ( двадцать шестое упоминание ).

Предыдущее (двадцать пятое) сообщение о жемчуге можно прочитать здесь.

 

Сегодня, по умолчанию, на рынке культивируемый жемчуг часто предлагают как натуральный ( "А другого жемчуга на рынке нет!" ). Это не вполне так. Хотя истину сложно разглядеть с российского рынка жемчуга, почти нацело заполненного китайским культивированным пресноводным "галантерейным" продуктом.



Вот некоторые примеры нахождения современного натурального ( природного, "дикорастущего" ) жемчуга.
1. "Восточный" жемчуг "устриц" Pinctada radiata / imbricata  из Персидского и Манарского заливов. В основном, это небольшие жемчужины кремового и жёлтого цветов.
2. Серебро- или золото-губые жемчужницы ( Pinctada maxima ) Северо-западной Австралии поставляют перламутровые жемчужины белого цвета с серебристым, золотистым или желтоватым оттенком.
3. Чёрно-губая жемчужница ( Pinctada margaritifera ) Тихого океана может породить серую до чёрной жемчужину с прекрасными обертонами.
4. Pteria ( = Magnavicula ) penguin, чёрно-крылая устрица тропических вод даёт переливающийся жемчуг, напоминающий металлизацию, коричневого или серого основного цвета. Pteria sterna, ракушка с радужными крыльями, преподносит чёрные и тёмно-коричневые жемчужины с прекрасными переливами.
5. Пресноводные мидии ( Unio ) из Миссисипи и рек Шотландии производят светлые жемчужины хорошего блеска, но скромного ориента.
6. Haliotis или Абалон продуцирует жемчужины формы "барокко" сине-зелёного цвета.
7. Strombus gigas из Карибского моря даёт розово-оранжевый жемчуг "пламенной" текстуры поверхности.
8. Гигантский двухстворчатый моллюск ( Tridacna gigas ) из тропических вод может произвести крупную белую жемчужину без перламутрового слоя.

Следующее (двадцать седьмое) сообщение о жемчуге можно прочитать здесь.

понедельник, 15 октября 2018 г.

Берилл ( шестнадцатое упоминание ).

Предыдущее (пятнадцатое) сообщение о берилле можно прочитать здесь.   

 АДУЙСКИЕ   КОПИ.



О берилловых копях Адуя А.Е.Ферсман писал: "Эти копи знамениты своими аметистами ( с дымчатым оттенком ) и своими бериллами, которые в 1899 - 1900 гг. добывались здесь пудами.



Говорят, что в эти годы здесь было добыто около 35 пудов ценного материала. В Адуйских копях наблюдается два типа бериллов: настоящие голубоватые аквамарины в виде трещиноватых больших скоплений встречаются в кварцевых жилах более новых генераций; для огранки они не годятся и носят характер "сырцов".



 Второй вид - это жёлто-зеленые бериллы, столь типичные как по своему тону, так и по своей кристаллической форме и обычно свободно лежащие в глинистой массе, заполняющей "занорыши" - пустоты в пегматитовых жилах и цементировавшей часто обломки кварца, полевого шпата и турмалина.



Рыночный берилл Адуя отличается довольно приятным бутылочно-зелёным тоном густой окраски ( хотя есть разности и более жёлтого цвета ) и высокой прозрачностью. Размеры довольно значительны: кристаллы до четырёх вершков длины ( 17 см ) не редки; трёхвершковых же экземпляров было добыто 700 штук".



     ИЗУМРУДНЫЕ    КОПИ.



Промышленные запасы берилла содержит Малышевское ( Мариинское ) месторождение, или, как его чаще называют, Изумрудные копи Урала. Берилл встречается здесь в виде столбчатых коротко- и длиннопризматических кристаллов, а также мелкозернистых агрегатов. Головки кристаллов наблюдаются редко. Призматические кристаллы имеют гладкие блестящие грани, на которых наблюдается хорошо выраженная вертикальная штриховка. Размеры кристаллов достигают 20 см ( и более ) в длину. Цвет берилла светло-зелёный, синевато-жёлтый, жёлтый, иногда белый. Характерно зональное распределение окраски. Встречаются прозрачные кристаллы.


Следующее (семнадцатое) сообщение о берилле можно прочитать здесь.

Малахит ( двадцать восьмое упоминание ).

Предыдущее (двадцать седьмое) сообщение о малахите можно прочитать здесь.

 

Растущий спрос ведёт к расширению производства, к возникновению новых и новых мастерских. Расширяется работа с малахитом и императорских фабрик. Петергофская, например, не могла удовлетворить в эти годы всех желающих приобрести малахитовые вещи. Спрос превзошёл ожидания, и дирекция фабрики завела контакты с массой надомников в Петергофе и Петербурге. Снабжая своих "комиссионеров" сырьём, она получала от них готовые вещи.



Вещицы из плотного малахита пользовались большим спросом. Цена мозаичных малахитовых шкатулок по прейскуранту 1830 года была 800 - 1000 рублей, кабинетного пресс-папье - 150 - 200 рублей. Но цена не смущала, и в заказчиках недостатка не было.



Изобилие вещей формировало своеобразные дворцовые малахитовые комплексы. Нередко они разрабатывались по единому "сценарному плану" и предназначались для конкретной архитектурной среды. Таковы комплекты жирандолей, сделанных фирмой Андреева для малахитового зала дома П.Н.Демидова,


 комплекс малахитовых вещей французского происхождения парадного кабинета Александра I в Большом Царскосельском дворце. Дополненный вещами русской работы, он сохранился до настоящего времени.


Великолепный ансамбль малахитовых вещей был сделан для Овального зала Эрмитажа ( до перестройки ). В центре стояла роскошная крупная ваза Медичи, выполненная екатеринбургскими малахитчиками, а по сторонам две пары малахитовых кратеров на звериных лапах золочёной бронзы работы екатеринбургских мастеров.







Квинтэссенцией соперничества за обладание наиболее престижной формой из малахита стал перенос этого камня из сферы малых "прикладных" в колоссальные вещи дворцового назначения и архитектурно-декоративное убранство. Не секрет, что это новое увлечение пошло от владельцев малахита и было тотчас позаимствовано императорской фамилией.







( по В.Б.Семёнову ).

Следующее (двадцать девятое) сообщение о малахите можно прочитать здесь.

понедельник, 8 октября 2018 г.

Камнерезное искусство ( четырнадцатое упоминание )

Предыдущее (тринадцатое) сообщение о камнерезном искусстве можно прочитать здесь.  

  КОЛЫВАНСКАЯ   ШЛИФОВАЛЬНАЯ   ФАБРИКА.



Это самый молодой из трёх камнерезных центров России. В 1785 году на Алтай по приказу Екатерины II для реорганизации на Колывано-Воскресенских заводах работы по выплавке серебра был направлен начальник Горного управления П.А.Соймонов. Собранную им там коллекцию камней отправили в Петербург, где ею заинтересовались.



Было принято решение не только добывать алтайский камень, но и обрабатывать его на месте. Выбор пал на Локтевский меде-сереброплавильный завод, так как неподалёку от него обнаружили чёрный порфир - великолепный поделочный материал. Весной 1786 года приступили к его разработке, а летом начали строить шлифовальную мельницу по образцу Петергофской.



Общее руководство Локтевской шлифовальной мельницей, а впоследствии и Колыванской фабрикой, осуществлял Кабинет её императорского величества. Как правило, камнерезные изделия создавались по заказу Кабинета, который привлекал к этому ведущих архитекторов Петербурга.



Основной продукцией Локтевской мельницы с 1788 по 1801 год были вазы и чаши. Локтевская мастерская действовала недолго, до лета 1801 года. В 1799 - 1800 гг. разрабатывался проект новой шлифовальной мельницы. Решено было перебазировать фабрику на место закрытого Колыванского медеплавильного завода. В феврале 1802 года была пущена часть фабрики, а к августу она уже действовала вся.



С первых лет работы Колыванская шлифовальная фабрика ориентировалась на создание крупных изделий. Из всех трёх камнерезных центров России именно Колыванская фабрика имела свою неповторимую особенность - её славу составили огромные чаши , вазы и торферы из очень твёрдых пород камня - яшм, порфиров, кварцитов. Образцом новых, грандиозных форм могут служить созданные по проекту А.Н.Воронихина парные торшеры из риддерской брекчии.



( по  Н.Мавродиной ).

Следующее (пятнадцатое) сообщение о камнерезном искусстве можно прочитать здесь.

Гранат ( тридцать первое упоминание ).

Предыдущее (тридцатое) сообщение о гранате можно прочитать здесь.

 

Богемский пироп добывался в промышленных масштабах в карьере Ямач, расположенным между городками Требенице и Требивлице. На этом карьере консорциумом Ридне Доли до сих пор добывают гранат для ювелирных целей. Пироп отбирают из молотого гравия на близ расположенной обогатительной фабрике.



За сто последних лет добыча уменьшилась в разы, и составляет, по некоторым данным, несколько сотен килограммов пиропа в год. Содержание граната в карьере относительно низкое, приблизительно, 188 граммов в одной тонне породы. Хороший промышленный день даёт около пяти килограммов сырья.



Богемское пироповое сырьё, обычно, маленькое: большинство камней имеют вес - 20 - 30 камней на один грамм. Богемские пиропы достигают 6 мм в диаметре.Большие камни уникальны и дороги.



В чешских магазинах вам предложат большие гранаты как "истинно чешские пиропы". На самом деле это альмандино-пиропы Африки и Бразилии. Богемские пиропы вы скорее встретите в изделиях с тёмными гранатами, огранёнными "розой".



Конец ХIХ столетия являлся расцветом добычи богемского пиропа. Документы 1890 года показывают 142 отдельных собственников гранатовых выработок и 362 рабочих, занятых на добычи пиропа. На вершине развития богемская индустрия граната включала, вероятно, порядка 10 000 человек, от шахтёров до ювелиров, огранщиков и дилеров.



Первый письменный источник о богемском пиропе датируется только серединой ХIV века, но изучение гранатов из ювелирных украшений Меровингов ( V и VI вв. ) показало, что некоторые округлые гранаты в них имеют химический состав подобный богемскому пиропу.
Эти данные дают основание отодвинуть деятельность по добычи в Чешских горах на тысячу лет до письменного сообщения.



С ХVI века началась широкая горная разведка на пироп на южных склонах гор, у города Требенице. Очень скоро местный пироп обрёл широкую известность и получил, как бы мы сейчас сказали, бренд "богемский пироп".


Следующее (тридцать второе) сообщение о гранате можно прочитать здесь.
.

понедельник, 1 октября 2018 г.

Бриллиант ( шестьдесят шестое упоминание ).

Предыдущее (шестьдесят пятое) сообщение о бриллианте можно прочитать здесь.

 

ВНЕШНИЕ ДЕФЕКТЫ, как это следует из их названия, видны на поверхности бриллианта. Они могут быть естественного или искусственного происхождения, т.е. представлять собой часть природного кристалла алмаза, оставшуюся после его обработки, или порок, образовавшийся в результате обработки исходного кристалла или небрежного обращения с готовым бриллиантом.

Естественная грань или найф. Это самый распространённый из внешних дефектов в бриллианте, который представляет собой часть естественной грани исходного кристалла алмаза, оставшуюся после его обработки. По сути, это небольшая неполированная поверхность, которая является остатком природного кристалла.



Теоретически природная грань может быть в любом месте бриллианта, но, на практике, её оставляют на рундисте или в непосредственной близости от него и, как правило, снизу, т.е. на павильоне. Такая грань может быть очень небольшой и, обычно, располагается полностью на рундисте или быть частично вдавленной в рундист.

Если естественная грань по своим размерам не превышает некоторого предела, она свидетельствует об экономичном использовании исходного кристалла алмаза, а её удаление приведёт к неоправданной потере массы бриллианта.

 Если она невелика и расположена снизу рундиста, то не влияет на оценку качества бриллианта. Но если естественная грань достаточно большая или расположена сверху рундиста, то её наличие является признаком снижения группы качества, особенно для бриллиантов без внутренних дефектов или с очень незначительными внутренними дефектами.

Нередко относительно большие по размерам естественные грани имеют так называемые треугольники травления, которые свидетельствуют о том, что этот участок бриллианта не подвергался полировке. Если естественная грань отполирована, то она рассматривается как дополнительная грань. Это первый тип дополнительной грани.

Ко второму типу относятся дополнительные грани, которые образуются, когда два или более рёбер основных граней или клиньев не сходятся в одну точку.

Наличие дополнительной грани, особенно второго типа, свидетельствует о недостаточно высоком качестве огранки как производственного процесса и учитывается при оценке группы качества или при назначении цены на бриллиант.



( по Л.П.Макарову ).

Следующее (шестьдесят седьмое) сообщение о бриллианте можно прочитать здесь.

А.Бушков. Трилогия об антикваре.


Пишу эту заметку, вспоминая известного воронежского антиквара М. В 2009 году он пришёл ко мне с тремя новыми книгами Александра Бушкова. Тогда этот писатель был в тренде. По телевизору постоянно крутили фильм по его роману " Охота на пиранью" ( не путать с "Охотой на изюбря" Юлии Латыниной ) с известными артистами.



"Вот - сказал М. - Почитай, там рассказывается о том, как живут антиквары. Вся их жизнь - борьба и исследования. Чутьё ищейки и хватка бульдога..."
Я прочитал. Прочитайте и вы, если имеете склонность к авантюрной литературе. По-бушковски занимательно: разборки и драки, любовь и секс, ловушки, пиар и обман, обман, обман...

 В трилогии ( "Антиквар", "Последняя пасха императора", "Сокровище антиквара" ) приводится довольно много сведений по различным видам антиквариата, приводятся истории, где архивное прошлое вмешивается в современную жизнь, где происходит "коммерциализация" истории.



"Миллионы людей отроду не видели живого, настоящего шпиона. Точно так же они никогда не встретятся с живым антикваром. А общее между шпионом и антикваром то, что оба стремятся  к максимальной конспирации, старательно притворяясь, что их не существует вовсе... Специфический мирок торговли антиквариатом не стремится к публичности и славе, вовсе даже наоборот."

Естественно, подобные книги не могли бы попасть на наш сайт, если бы не фабула второй части трилогии, построенная на погоне за изготовленными фирмой Фаберже, но так и не вручёнными императорской семье, пасхальными яйцами 1917 года. Пасхальные яйца изготавливались по нескольку месяцев. Вполне возможно, к февралю 1917 -го они были в достаточно высокой степени готовности. Что дальше? Дальше мы вступаем  на зыбкую почву неподтверждённых гипотез. Ещё одна загадка ювелирного мира!