В новогодние праздники хочется побаловать читателя детективом. Эта история хорошо известна моему поколению, по ней снято, по крайней мере, два документальных фильма и написаны десятки статей. Я публикую статью Сергея Дышева "Бешенное золото" как наиболее документальную.
Вспомнил мрачные девяностые годы. Как далеко мы ушли от них, дети уже не верят нам, что приходилось жить и работать в таких условиях. Я могу многое порассказать и для меря символом девяностых остаются картины, когда преподаватели университета в университетском туалете подбирают и докуривают бычки за студентами ( увы! Это не придумка ).
* * * * * * * * * *
В 1991 году неподалёку от Москвы в небольшом городе Касимове Рязанской области был открыт мощный золотоперерабатывающий завод, который называли Приокским. А через год в этом традиционном тихом городке вдруг стали исчезать люди. Некоторых из них находили в лесу со следами пыток. Сильно изуродованные трупы не всегда могли опознать. В патриархальном Касимове, где убийства, даже на бытовой почве, были редчайшим явлением, никто поначалу не мог объяснить причину столь страшных преступлений.
Жертвами неизвестных убийц становились люди самых различных профессий и социальных слоёв. Бесследно пропали преуспевающий владелец шашлычной Шухрат Джуманиязов, коммерсант Александр Славецкий и даже рабочий одного из предприятий города Евгений Мазков. Милиции удалось найти брошенными лишь принадлежавшие пропавшим людям автомобили. На них обнаруживали следы крови.
А вскоре по ночам в Касимове и на его окраинах зазвучали выстрелы. Военнослужащего Александра Ежова и коммерсанта Андрея Михайлова расстреляли их автомата. Был похищен, а затем убит предприниматель Юрий Силкин. Нигде не работающего Николая Кокорева зарезали в подъезде его дома.
В небольшом городке с населением около сорока тысяч жителей похороны людей, умерших не своей смертью, стали явлением почти обыденным.
В числе различных версий эту серию убийств явно заказного характера милиция связывала с новым золотоперерабатывающим заводом - цветметом. Но в ходе тщательной проверки предприятия фактов пропажи драгоценного металла там не обнаружили. А загадочные убийства и исчезновения людей в Касимове продолжались.
В начале 1994 года в МВД России поступила экстренная информация из Нижнего Новгорода о том, что там задержали неких Алексея Агапова и Сергея Сбитнева. В одном из продовольственных магазинов города они попросили взвесить на обычных весах килограммовый слиток промышленного золота.
Арестованные сообщили, что это золото им передал коммерсант по фамилии Тулба. Он в свою очередь получил его от неких Рогозина и Шевченко. А вот те-то, как выяснили оперативники, работали не где-нибудь, а на том самом касимовском заводе, где, как следовало из результатов проверок, якобы никогда не пропадало ни миллиграмма золота.
Хищение целого килограмма чистейшего золота было событием чрезвычайным. В Касимов срочно направили лучших специалистов ГУБЭП МВД. В их числе был опытный в этом деле Сергей Скворцов. Раньше, по его словам, оперативники изымали краденое золото граммами, максимум сто грамм. Но целый килограмм!.
Прежде всего сыщики решили отработать версию причастности арестованных к убийствам в Касимове. Но подследственные категорически отрицали какое бы то но было участие в столь тяжких преступлениях. Но зато они сделали поистине сенсационное признание - помимо изъятого у них килограммового слитка, они продали ранее двадцать два килограмма золота! Если так, то касимовское дело уже переходило в разряд дел особой государственной важности.
Была срочно создана следственно-оперативная группа. Её возглавил заместитель начальника следственного управления УВД Рязанской области Александр Зайцев. В опергруппу, руководимую Скворцовым, вошёл и шеф касимовского районного отдела по борьбе с оргпреступностью Алексей Сорокин. Подключилась также Генеральная прокуратура и управление ФСБ по Рязанской области. Практики расследования подобных уголовных дел в России ещё не было.
На касимовском цветмете вновь провели тщательную проверку на предмет сохранности золота. И опять всё сошлось до миллиграмма.
Тем временем оперативники продолжали разрабатывать арестованных, которые признавали свою вину лишь в том, что перепродавали золото. Забирали они его из специальных тайников, а кто его туда прятал - не знают.
Выяснилось, что прапорщик Швечков служил в войсковой части 3651 внутренних войск, осуществлявшей охрану Приокского завода цветных металлов. Но, как официально заявило руководство части, все военнослужащие батальона, в том числе и Швечков, прошли тщательный спецотбор и имеют безупречные характеристики. Не найдя фактов причастности прапорщика к хищениям, следователи его освободили под подписку о невыезде.