среда, 11 мая 2022 г.

палитра Московского метрополитена ( второе упоминание ).

      РАННИЙ   СОВЕТСКИЙ   ПЕРИОД.   ПЕРВАЯ ОЧЕРЕДЬ.   1931 - 1935 гг.

     Строительство московского метро началось в ноябре 1931 года, и уже 15 мая 1935 года первая линия метро была торжественно от крыта ( "от Сокольников до Парка на метро" ). Взорам изумлённых москвичей и многочисленных гостей столицы предстали подземные дворцы, облицованные природными камнями - мраморами, известняками и нранитами из Прибалтики, Урала, Кавказа и Крыма. Многие станции были украшены мозаиками, фресками, лепниной и скульптурами. Для того времени и для совсем небогатого населения Москвы это было фантастично! За столь короткий срок в сложнейших инженерно-гидрологических условиях и довольно примитивными техническими средствами строители проложили первую подземную улицу с красивыми станциями-дворцами. Протяжённость первой линии метро составила всего около 12 км, но это были первые и поэтому невероятно трудные и сложные по проходке километры.

     Для облицовки большинства станций метро архитекторы использовали различные природные камни. Урал является одним из важных регионов, где добывались облицовочные и цветные камни для метрополитена. Прохорово-Баландинское месторождение поставляло белые мраморы цвета слоновой кости, Уфалейское месторождение - полосчатые голубовато-серые мраморы ( станции "Сокольники", "Дворец Советов", "Лубянка", "Охотный Ряд" ). Коелгинское месторождение начало поставлять серовато-белые мраморы, в те годы ими были "одеты" такие станции, как "Дворец Советов", "Охотный Ряд", "Кировская" и др. Однако, в первые годы строительства метрополитена в стране ощущался дефицит облицовочного сырья и особенно цветных мраморов. Этот дефицит восполнили мраморизованные известняки Крыма ( Кадыковское, Биюк-Янкой, Чергунь и др. ) и Кавказа ( Старая Шроша, Салиэти, Садахло и др. ).

     Основной упор в оформлении станций делался преимущественно на светлые мраморы, которые должны были превратить тёмные подземелья в светлые дворцы. Нередко приоритет отдавался ярко-красным или жёлтым разновидностям мраморизованных известняков. Такова станция "Красные ворота", мощные пилоны которой украшены бордово-красным камнем с месторождения Салиэти из Грузии. Архитекторам А.И.Фомину и Н.Н.Андриканису необходимо было обыграть название станции ярким и одновременно строгим камнем, чтобы интерьер органично вписался в архитектуру станции. Это удалось настолько выразительно, что на Всемирной выставке в Париже в 1937 году за макет станции архитекторы получили "Гран-При". Таких же наград на этой выставке были удостоены макеты станций "Сокольники" ( архитекторы И.Г.Таранов и Н.А.Быкова ) и "Дворец Советов", ныне "Кропоткинская" ( архитекторы А.Н.Душкин и Я.Г.Лихтенберг ).

    Довольно необычной по форме является станция "Красносельская" ( архитекторы Б.С.Виленский и В.А.Ершов ), колоны которой облицованы крымским мраморизованным известняком месторождения Биюк-Янкой. Необычность этого буровато-жёлтого камня состоит в том, что известняки насыщены огромным количеством окаменелых остатком юрского периода. Чего только здесь нет! Настоящий палеонтологический музей! Двустворчатые моллюски, изящные спиральные гастроподы, наутилусы, губки, одиночные и колониальные кораллы, морские лилии - все эти древние организмы жили в древнем юрском тёплом море, плескавшимся около 150 миллионов лет назад на территории Крыма. Мраморизованные известняки с меньшим содержанием фауны также использованы для облицовки колонн и настенных панелей на станциях "Комсомольская" ( радиальная ), "Библиотека им.Ленина" и "Парк Культуры".



( по Е.П.Мельникову и др. ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий