Изделия из орлеца и из пестроцветной яшмы ставят определённые ограничения в использовании резьбы, тогда как камень монотонной окраски допускает практически любую авторскую фантазию. Рельефная резьба по камню с ярким и сложным рисунком не должна входить в противоречие с природным узором материала; сочетаясь с ним, она должна подчёркивать этот узор, выявляя лучшие достоинства камня и усиливая восприятие замысла произведения.
Характерно постепенное увеличение орнаментальной насыщенности, усложнение изделий из родонита на протяжении первой половины XIX столетия. В этом убеждают изделия, хранящиеся в Эрмитаже. Одна из наиболее ранних монументальных работ Екатеринбургской фабрики - прекрасные родонитовые обелиски. У них значительная высота - 333 см, но она не ощущается, ибо её скрадывают столбики из орлеца, расположенные по углам нижней плиты. База обелисков - из сердобольского гранита. На обелисках отсутствуют какие-либо украшения - это обстоятельство вполне компенсируется богатым естественным рисунком камня. Лишь вершину обелисков венчает узкий бронзовый поясок и карниз.
К этому же времени относятся экспонируемые на Халтуринской лестнице Эрмитажа орлецовые торшеры с канделябрами. Они выполнены в виде дорических колонн на цоколе кубической формы из того же камня. Плинт - из сердобольского гранита, основание - из красноватого олонецкого мремора. Эти изделия также типичны для раннего периода творчества екатеринбургских камнерезов конца XVIII века - колонны не имеют резьбы, ни обильных бронзовых украшений. Красота торшеров раскрывается в природном узоре камня. Колонны состоят из тщательно подобранных больших кусков орлеца, причём цветовое решение колонн различное. В одной из них пятна чёрные, зеленоватые, бледно-жёлтые с розоватым оттенком сочетаются весьма искусно, мягко чередуясь. У другой колонны парного торшера распределение цвета иное: более яркие куски орлеца смещены в верхнюю часть торшнра, а для изготовления нижней части использован более светлый камень.
Вазы этого периода - довольно немногочисленные - в художественном отношении также весьма просты. Можно упомянуть единственную родонитовую вазу, изготовленную во второй половине XVIII века на Петергофской гранильной фабрике. Композиционно эта ваза также весьма проста, но вместе с тем и изящна, что свидетельствует о тонком вкусе её авторов. Яйцевидная, с сужением к шейке, она вырезана из сплошного монолита. Незамысловаты украшения вазы: пояски в основании и в верхней части, широкий пояс-барабан, на который опирается съёмная крышка, выполненная в виде купола, волютообразные ручки.
( по А.И.Голомзику ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий