четверг, 5 мая 2022 г.

Культ камня в Аравии ( первое упоминание ).

      Я с уважением отношусь к верующим всех концессий и даже некоторых сект ( ведь и христианство начинало как секта иудаизма ). Абсолютному большинству людей, особенно женщин, необходимо иметь Веру. Такая потребность возникает из-за особенностей функционирования человеческой психики и мозга. Одновременно с этим, миллионы научных исследований позволяют сделать однозначный вывод: не Бог придумал человека, а Человек придумал бога. Я не собираюсь кого-то в чём-то переубеждать. Просто предупреждаю: на этом сайте материалы преподносятся с современной научной точки зрения, без малейшей цели оскорбить религиозных и мистически-настроенных людей.

     В "Книге об идолах" Хишама ибн Муххаммеда аль-Кальби, историка конца VIII - начала IX века, есть рассказ о доисламском пророке Аллаха Исмаиле, сыне Ибрахима, образ которого в Коране и в общесемитских истоках близок библейскому патриарху Аврааму.

     Согласно Корану, Исмаил вместе с отцом "положил основание" Каабы, воздвиг её. А затем у поселившегося в Мекке Исмаила, как пишет аль-Кальби, появилось "многочисленное потомство", которое со временем изгнало из Мекки жившее там племя амаликитов. Но и после этого город оказался для потомков Исмаила тесен "И начались между ними столкновения и вражда, и одни из них изгнали других. И те разошлись по стране в поисках пропитания". И вот от них пошло поклонение истуканам и камням, ибо "никто не покидал Мекки, не взяв с собой камня из Святилища ( из почитаемой округи мекканской Каабы). И где бы они не селились, они ставили этот камень и обходили вокруг него, как обходили вокруг Каабы, желая снискать этим её милость. А ещё они почитали Каабу и Мекку и совершали хадж и умру", то есть поддерживали древние, сохранённые и в исламе общее и малое паломничества.

     Эти доводы повторены и в старейшей из дошедших до нас биографий пророка Мухаммеда - "Книге жития посланника Аллаха" басрийца Ибн Хиршама ( умер в 834 году ). Культ камней и идолов существовал не только в Аравии, и его распространённость объясняется не столь просто, как полагал аль-Кальби. Но примечательно, что арабский историк и в то далёкое время искал естественную причину распространения фетишизма, приписывания сверхъестественной силы камням и вытесанным из них идолам. 

     Отражённое в Коране эта традиция дожила до наших дней. Достаточно вспомнить почитаемые в исламе чёрные камни - аль-хаджар аль-асвад - куски лавы из базальта метеоритного происхождения, теперь вмурованные в восточную стену Каабы и скреплённые каменным барьером и серебряным обручем на высоте полутора метров; камень "стояние Ибрахима" - макам Ибрахим - во внутреннем дворе той же Большой мекканской мечети, а также находящийся там же "счастливый камень" - аль-хаджар аль-асъад" и т.д. О "Чёрном камне" и ныне говорят как об окаменевшем ангеле, спущенном из рая. Он в день Страшного Суда оживёт и предстанет в роли заступника за целовавших его верующих. Кстати, всю видимая поверхность этого камня отполирована и почернела от бесчисленных прикосновений и поцелуев паломников.

     ( "Чёрный камень" не удаётся изучить учёным. По-видимому, сказался отрицательный опыт изучения "Туринской плащаницы". В восьмидесятые годы её изучали три независимые группы учёных. Выводы учёных категорически не устроили Святую Церковь. )



( по Л.И.Климовичу ).

     

Комментариев нет:

Отправить комментарий