Во многих цивилизациях и во многие времена профессия ремесленника, кустаря, народного мастера была не престижна, социально не значима. Сюда часто уходили люди, которые не смогли прорваться во властители, чиновничество, воинство-полицию, жречество, торговлю и сельское хозяйство. Так было, например, в средневековой Европе, особенно до становления профессиональных цеховых организаций. Даже работа землепашца почиталась гораздо выше работы ремесленника.
В древнеиндийских государствах, основанных на кастовости, абсолютное большинство ремесленников принадлежали к низшей четвёртой касте. Да и сейчас резьбу по кости, камню, дереву вы найдёте в Индокитае, Индонезии, Индии, Китае, западные же страны характеризуются развитой промышленностью и финансовыми услугами. И в нашей стране представителю не основных национальностей трудно пробиться в сплочённые ряды чиновников-силовиков или крупных предпринимателей. Вот и вчера один мальчик ( не буду указывать национальность ) просил устроить его бесплатным учеником- помощником ювелира или обувщика.
Всё это так, хотя для обозначения тенденции я сильно упрощаю ситуацию. Но, что остаётся в материальной культуре ( этнокультурах ) человечества? Уж, не номера банковских счетов... Арабская, каллиграфия, японские садики, резьба по аргиллиту американских индейцев, хохломская роспись... Несколько сотен подобных народных ремёсел и составляют материальную этническую основу народов.
В числе этих промыслов - резьба по селениту ( гипсу ) на Урале. Далее мы будем следовать за рассказом замечательного популяризатора уральского камня Владислава Борисовича Семёнова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий