Наибольшей популярностью у ацтеков пользовались жадеит, бирюза и горный хрусталь, но ацтекские мастера также работали с обсидианом, аметистом, янтарём, гелиотропом, сердоликом и некоторыми другими поделочными камнями. Многие из них импортировались: раковины доставлялись с побережья, изумруды - из Колумбии, бирюза и жадеит - с запада Мексики.
Твёрдые камни обрабатывались медными инструментами, при этом использовалась вода и абразивный песок. На последней стадии обработки поверхность изделия шлифовалась, сначала песком, потом - камышом. Мастера создавали и крупные вещи ( известны, например, сосуды в виде животных из алебастра и обсидиана или человеческие черепа из обсидиана и горного хрусталя ), но более распространены были небольшие предметы для повседневного ношения или маски и ювелирные изделия, в которые в дни праздников обряжали изваяние богов.
Разного рода предметы покрывали мозаикой из бирюзы, часто в сочетании с разноцветными камнями и красными или белыми раковинами. Мозаичными орнаментами украшали маски, щиты и нагрудные пластины, шлемы и короны, скипетры, браслеты, посохи, деревянные и глиняные сосуды. И даже человеческие бедренные кости, на которых делались насечки, что превращало их в музыкальные инструменты. Мозаичные вставки использовались в сложно-составных изделиях вместе с золотом и перьями птицы Кетсаль. У правителя Тескоко были точные копии из золота и мозаики каждого животного, которого нельзя было добыть живым для его личного зоопарка.
Среди дошедших до нас предметов с мозаикой - шлем с гребнем, маски с глазами и зубами из раковин, головы животных, жертвенный нож с лезвием из халцедона и рукоятью в виде Воина Орла, нагрудное украшение в виде двухголовой змеи и деревянные щиты, украшенные мозаичными вставками. Среди более мрачных предметов - маски из черепов. Они покрывались чередующимися полосами бирюзы и лигнита, глаза выполнялись из пирита. Основой для маски служил настоящий человеческий череп. Обсидиан использовался для изготовления наконечников копий и ножей.
В рот покойного клали кусочек нефрита или другого зелёного камня - символ сердца, которым покойный мог бы умиротворить кровожадных чудовищ в преисподней. Пепел кремированных умерших собирался и вместе с куском зелёного камня помещался в кувшин или каменный ящик.
( по У.Брэю ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий