пятница, 13 мая 2022 г.

История гагата ( двадцать второе упоминание ).

      Следующая стадия обработки - полирование изделия на свинцовом круге для удаления зазубрин и зашлифовки вмятин, полученных на круге из песчаника. Броши, например, шлифовали на плоской шлифовальной доске. Свинцовый круг изготавливался следующим образом. Нужное количество свинца с небольшой примесью сурьмы и олова расплавляли на старой сковороде и наносили расплав на поверхность деревянного колеса. После застывания расплава круг устанавливали на токарный станок. При вращении круга резцом или куском стекла стачивали его свинцовый слой до толщины лезвия ножа.

     Свинцовый круг увлажняли мелким "гнилым камнем" - тонкозернистой абразивной речной грязью кремово-белого цвета, которую привозили из Дербишира ( вероятно, трепел или кремнистые панцири водорослей в иле ). "Гнилой камень" хранили на старинном оловянном подносе под колесом, над котором свисал щиток от брызг в виде ветхого лоскута материи. Все операции по резке образцов осуществляли кромкой свинцового колеса.

      Когда требовалось просверлить образец, в токарный станок вставляли алмазное сверло или даже старую спицу от зонтика, которая больше подходила для этой цели. Просверливались только готовые изделия. Этот процесс считался тонкой операцией, поскольку, если кусок гагата растрескивался при операции, вся работа оказывалась напрасной.

     Завершающей стадией было полирование на последовательно расположенных кругах, называемых "досками". Только первая из них, изготовленная из свиной щетины, называлась "щёткой". Следующая, наклонная, доска изготавливалась кустарным способом. Она состояла из полосок шерстяной ткани шириной 25 см, отрезаемых обычно от старой одежды и плотно натянутых на деревянную сердцевину. Помимо этих досок на начальной стадии полирования использовали "гнилой камень" и воду. Затем готовое изделие осторожно промывали водой и сушили в ящике с опилками.

     Заключительный этап полирования выполняли на ряде досок, обтянутых моржовой или дельфиньей шкуркой либо выделанной кожей. Применяли также круг, покрытой мягкой щёткой из чистого волоса. Полировали на этих досках смесью из губной помады и масла, которую называли "купорос". Она придавала изделиям красноватый оттенок. На коже мастеров также оставался аналогичного цвета след, поэтому их прозвали "красными демонами". Купорос был впоследствии заменён смесью сажи, парафина и льняного масла, придававший агату чёрный бархатистый блеск. Наконец, последняя стадия полирования выполнялась на "лохматом круге" - обтянутом замшей с распущенными краями. Так завершалась работа художника-мастера по гагату.



     ( по Э.Муллеру ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий