Орлецовый торшер Якова Васильевича Коковина исполнен в виде высокой балясины, поддерживающей чашу. Торшер богато украшен резьбой: низ чаши изрезан выпуклыми ложками, ствол торшера украшает тонкая резьба - акантовые листья, каннелюры, узкие пояски, а верх чаши - рожки из золочённой бронзы, изготовленные в стиле ампир. В основании торшера - круглый плинт, вырезанной из зелёной яшмы. Красный и зелёный цвета достаточно антагонистичны, тем не менее в композиции это не ощущается: неяркий розовый цвет торшера, перемежающийся чёрными дендритами, и приглушённый тёмно-зелёный тон основания прекрасно гармонируют. На плинте имеется надпись: "Екатеринбург, 1833 г. Маст. Коковин".
Ещё более богатая по форме и изящная по отделке пара торшеров, изготовленная в конце 50-х - начале 60-х годов и ныне находящаяся в Малом Итальянском просвете Эрмитажа. Камень для них подобран красивого розового цвета, местами густого, местами пастельного тона. Основание торшера - пьедестал, плинт - из орлеца более насыщенного цвета, с большой концентрацией чёрных прожилков. При этом чёрный цвет на отдельных участках становиться господствующим, на фоне его лишь изредка прорываются розовые пятна. Намного светлее основание стволов торшеров - здесь камень уже розового тона с небольшими включениями чёрных пятен. Стержни торшеров выполнены в виде высокой, поддерживающей чашу каннелюрованной балясины. Над чашей, украшенной ложками, располагается канделябр с пучками свечей в три яруса. Рожки из золочённой бронзы в виде больших веток, увитых золочённой гирляндой роз, образуют пышный наряд. На плинте надпись: "Императорской Екатеринбургской гранильной фабрики. Начата в 1858 г. апреля !, кончена 1863 г. Директор П.Миклашевский. Мастер Г.Налимов". На выставке в Париже в 1867 году эти торшеры получили премию.
Обелиски и торшеры, несшие функции светильников в дворцовых залах и галереях, находились в сложном взаимоотношении с их убранством, прекрасными картинами и статуями, паркетом, роскошными костюмами и блестящими украшениями. Безусловно, богатая пластическая разработка изделий из родонита с учётом такого соседства была художественно оправдана. В отличии от пестроцветных яшм цвет родонита менее активен. Поэтому он допускает и разнообразную резьбу, которой любуются ныне многочисленные посетители Эрмитажа.
( по А.И.Голомзику ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий