Карадагский трасс. Как же возникла эта своеобразная порода? На вулканическом острове древнего юрского моря извергался огнедышащий Карадаг. Раскалённые лавы изливались потоками на морское дно, вулканические туфы и лавовые брекчии спекались в сплошные каменные массы. Морская вода и особенно гидротермальные растворы преобразовали вулканическое стекло этих кислых пород в монтмориллонит и цеолиты ( морденит и реже - клиноптилолит ) с высоким содержанием кремнезёма и воды. Циркулировавшие гидротермыотложили также халцедон, превратив породу в смесь морденита с халцедоном. Сейчас установлено, что все трассы и пуццоланы - это цеолитовые породы.
Человек издавна использовал их. Из таких цеолитовых туфов сооружены древние пирамиды Мексики, в Японии из них вырублена прямо в обнажении 50-метровая статуя Будды. Во время археологических раскопок в Северном Причерноморье и Равнинном Крыму в наиболее древних культурных слоях, относящихся к VI веку до н.э., были найдены каменные зернотёрки, жернова и ручные мельницы всевозможных конструкций. Скифы изготовляли зернотёрки из песчаников и известняков, которые быстро истирались и давали муку низкого качества. Во время колонизации берегов Понта Эвксинского переселенцы из Эллады предпочитали делать зернотёрки из более плотных пород. Такие камни около 2,5 тыс. лет назад были найдены на склонах Карадага.
Зернотёрки из карадагского трасса обнаружены в древнегреческих городищах Южного Донузлава, Семёновки, Порфмия, Нимфея, в Пантикапее и в других поселениях ( от устья Дона до Днепра ). Возможно, что рядом с античными каменоломнями располагались мастерские по изготовлению зернотёрок, которые затем перевозились на расстояние до 200 км.
В настоящее время цеолитовые породы благодаря их особым свойствам применяют в различных отраслях промышленности в качестве ионообменников, молекулярных сит, катализаторов; а также при проведении мероприятий по защите от загрязнения окружающей среды.
Карадагские плотные трассы очень декоративны. Этот камень настолько красив и приятен, что в художественной литературе трассовую гальку побережья иногда ошибочно называют малахитом. ( Подтверждаю. Давно работаю с трассом. Легко, красиво, хорошая полируемость и разнообразие ).
Среди пород Святой горы и гальки пляжей встречаются окремнелые плотные камни, внешне не отличимые от лучших сортов яшмы. Это породы спокойной голубоватой и зелёной окраски словно впитали в себя оттенки моря. Среди трассов встречаются образцы однотонных голубовато_, яблочно- и серо-зелёных цветов, а также коричневого, серого и белого. Есть полосатые, похожие на агат и оникс, а также пятнистые и пейзажные разновидности. В срезах трасса проявляются как бы окаменевшие морские пейзажи: пенящиеся, набегающие на скалистые берега волны, бирюзовые уютные бухты, мысы и прибрежные скалы. Коричневато-серый полосчатый трасс напоминает срезы дерева или оникс.
Декоративная галька, очень плотная и красивая, встречается на ближайших к Карадагу пляжах. Интересного рисунка и яркой расцветки, она встречается на участке побережья протяжённостью до двух км. Черноморский трасс прекрасно принимает зеркальную полировку, хорошо режется алмазными пилами и годится для изготовления различных камнерезных изделий. Крымские ювелиры используют этот камень для изготовления вставок в ювелирные и галантерейные изделия, черноморских сувениров. Камень годится и для глиптики.
Комментариев нет:
Отправить комментарий