Русские земли богаты гипсом. Особенно Псковщина с Изборском ( где в конце XIX - начале XX в. были сосредоточены самые крупные ломки в России ), Владимирщина с Муромом, Подольщина, вятские, костромские и нижегородские земли. Но древних письменных свидетельств в пользу гипса немного. Небогат русским гипсом и фонд археологических памятников.
Начало художественной обработки гипса было положено в 1734 году, когда в угловом кабинете верхнего этажа Царскосельского дворца был устроен "Цветник алебастровый с фигурами". В 1745 году в Санкт-Петербурге уже заводится "каменной завод, или скульптурнаго художества", где резались гипсовые доски и рельефы к декоративному убранству строящихся дворцов. Не без помощи этого завода в 1749 году велась отделка резными гипсами Эрмитажа в Царском Селе. Золотили "резные алебастровые штуки, а на малых корпусах двенадцать алебастровых с двумя мальчиками". Документы упоминают ещё об алебастровых фронтонах, восьми алебастровых капителях и пяти больших львиных масках работы Ягана Франца Дункера. В том же году Дункер и резчики Адмиралтейской коллегии под началом архитектора С.И.Чевакинского "при среднем доме у галереи сделали четыре фестона между колоннами у нижних арок, резные штуки к пьедесталам" и восемь резных гипсовых капителей к колоннам в помещениях нижнего этажа дворца.
Дальнейшая деятельность русских резчиков гипса - белое пятно в истории этого камня. Известно лишь несколько фактов из освоения в восемнадцатом веке сырьевой базы. Было открыто множество месторождений гипса, из которых наиболее значительные располагались в Предуралье. Казалось, всё способствовало расцвету обработки отечественного гипса. Но, гипс, из которого в 1780 году резали рельефы и конные статуи для дворца Сан-Суси близ Ораниенбаума, был иностранный. Появившаяся в 1787 году, в противовес петербургской, мастерская в Москве сразу же обратилась к бледно-зелёному и жёлтому полупрозрачному гипсу, привозимому из0за границы. В Петербург ввозился гипс Италии. Черноморские таможни неоднократно фиксировали провоз гипса из Константинополя.
Своё сырьё в XVIII - начале XIX века стоило гроши. Заграничный гипс оплачивали золотом. Свой именовали небрежно: леденец, кременник, булыга, рябой, чугунка. Зато заграничные - только высокопарной латынью: белый парижский - алабаструм сан кандиканс; белый с чёрными пятнами сицилийский - кандиканс макулис нигрис; красноватый камень Испании - онихитес или руффенскенс; бурые гипсы Вольтерры - алабастро тартарукато, пьетро пурухина; ленточные Велички - алабастро фиофито. Ни в XVIII, ни в XIX веках достоинства русского гипса так и не сумели противостоять этой пышной фразеологии.
( по В.Б.Семёнову ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий