вторник, 14 марта 2023 г.

Яшма ( девятое упоминание ).

     С лёгкой руки римских минералогов вошло в правило награждать яшму самыми невероятными именами. Вплоть до XVIII века названия различных видов яшм отражали скорее эмоции и отношение к камню. Академик В.М.Севергин приводит 53 названия, относящихся к яшме. Латинские, немецкие, французские, шведские. В России они не прижились. Уже в середине XIX века латинское "яспис" было вытеснено простонародным "яшма".

     Различные виды яшмы по мере их открытия получали русские названия: по окраске - палевая, празелёная, печёнковая; по рисунку - ленточная, крапчатая; по именам первооткрывателей - шалимовская. Изредка бытовали народные названия. Например, уральское название "коломенковая яшма" производят от слова "коломянка" - так называли материю палевого цвета для летних рубах.

     Ремесленники древнего и античного мира завещали грядущему веку и огромное разнообразие камнерезных форм из яшмы. Открыли красоту яшмовых ожерелий, браслетов, печатей. В камеях и геммах - живописные возможности, заключённые в многослойном ленточном камне. В крупных декоративных формах - неповторимую выразительность пестроцветного рисунка. Из яшмы выделывали посуду и статуэтки. Ею инкрустировали золотую и серебряную утварь. "Ткали" причудливые узоры каменных мозаичных ковров.

     Средневековье увидело в яшме прежде всего предмет роскоши. Яшма стала модной. В сырье ив изделиях она переносилась на огромные расстояния в составе посольских и свадебных даров, в числе военных трофеев. Средневековый мир канонизировал яшму, отведя ей место среди двенадцати "священных" камней, достойных одежд первосвященников. Она вошла в убранство церквей, церковной утвари, одежды и аксессуаров священнослужителей.

     Отголосками средневековой мистики проникнуто одно из ранних русских описаний яшмы в "Росписи о камениях" XVII века: "Камень яшма, а в нём что кровь смешалась". Такими "каплями крови Христовой" яшма могла восприниматься верующими в убранстве церкви Рождества Богородицы, построенной Андреем Боголюбским в городе Боголюбово, в шлифованных вставках, заложенных в кладку стен церкви Василия в Овруче ( XII - XIII вв. ), в яшмовых амулетах, иконах, нательных крестиках, продававшихся в Архангельске промышденниками и кустарями, которые добирались сюда от Идарского ручья, где в XIV веке сложилась крупнейшая в Европе камнерезная промышленность. Средневековье дало виртуозов-ремесленников в обработке яшмы.

     В эпоху Возрождения красота яшмы стала источником ярких поэтических ассоциаций. Увлечённый ими вчерашний ремесленник становился художником камня, поэтом яшмы. Встреча с яшмовым колоритом будоражила творческую мысль. 



( по В.Б.Семёнову ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий