среда, 22 марта 2023 г.

Глиптика ( семнадцатое упоминание ).

     В эгейской глиптике поражает преобладание анималистических гемм, нередко с элементами пейзажа. И так же, как в критской живописи, - не ставя перед собой проблем структуры композиции, ритма, резчики синтезируют все аспекты природы интуитивно и подчёркнуто эмоционально, создавая картины динамичной и нерасчленённой природы. Это искусство не ставит человека в качестве своей центральной цели, как это будет в классической Элладе, но пытается рассматривать непосредственно всю живую природу: море - от дельфинов и осьминогов до полипов и раковин, горы - от львов до ланей, луга - от деревьев до крокусов, мелькающих в траве.

     Критские мастера хорошо знали животный мир, и неизвестно, где зорче глаз резчика, то ли когда он изображает домашних, привычных животных, то ли диких. Одна из популярных тем - ритуальные тавромахии ( ритуальные игры с быками ) и заклание быков. На призме, хранящейся в Оксфорде, противопоставлены могучий бык, которого отвлекла кормушка, и хрупкая фигурка юного акробата, в этот момент исполняющего опасное сальто-мортале, держась за его рога. А вот два акробата, балансирующие на руках среди цветущего луга. По всем правилам перспективы изображена охота на эгагра ( дикий горный козёл ) и здесь же - декоративно изображена фигурка скачущего среди деревьев горного козла.

     На одной эрмитажной гемме предстают два хищника, лев и львица, напавшие на оленя; соответственно выбранному моменту схватки вся композиция закручивается в тугую спираль. На другой - ритуальная сцена принесения в жертву быка, его словно укоряющий взгляд и движение слабеющих ног переданы с необычайной, проникновенной эмоциональностью. И здесь же овеянные мягким юмором изображение коровы, которую доит присевший у её ног подросток; собака, забавно подняв лапу, чешет за ухом. "Талисманическими геммами" назвали учёные серию миниатюрных печатей, украшенных изображениями священных сосудов у алтаря, увенчанного рогами быка, осьминогов, распускающихся цветов и т. п. В Эрмитаже есть целая серия подобных гемм.

     Многие изображения непосредственно воспроизводят культовые сцены; так, на оттиске из Кносского дворца перед святилищем, увенчанным бычьими рогами, предстаёт богиня на возвышении, которую окружают два геральдических льва и молящийся юноша. Нередки на печатях изображения процессий так называемых "демонов", по-видимому, в них представлены ритуальные действия жрецов в масках быков ритуальных процессиях и танцах   Возможно, именно такого рода преображения способствовали позднее созданию у греков легенд о страшном полубыке Минотавре, обитающем в критском лабиринте.

     В эгейских геммах можно отметить эволюцию технических приёмов резьбы и стиля изображений. Так, стеатитовая призма из Оксфорда с изображением человека, плывущего на примитивном плоту с подвешенными пустыми сосудами ( начало II тысячелетия до н.э. ), вырезана ножом от руки. Геммы XVII - XV вв. до н.э., времени Нового ( Кносского ) дворца, исполнены на твёрдых минералах с помощью вращающегося сверла и абразивов. Порой можно отметить следы цилиндрического сверла-трубочки, сверла с утолщением на конце, оставляющего характерные округлые углубления в местах сочленений.



( по О.Я.Неверову ).


Комментариев нет:

Отправить комментарий