вторник, 21 марта 2023 г.

Селенит ( восемнадцатое упоминание ).

     В первый год XX века, по официальным данным, в России было зарегистрировано 90 каменоломен гипса и 2500 человека, занятых на его ломке. Много закопушек было в Башкирии, но основные колоссальные запасы её гипса не разрабатывались. Иренские ломки были столь же незначительны и учёту не подлежали. Но зато на рынках Казани, Симбирска, Саратова, Астрахани, Томска, Омска, Оренбурга и даже у лоточников Мариенгофа первые гипсовые поделки появились именно с Ирени. Это были статуэтки, подсвечники, рамки для фотографий, пепельницы, спичечницы в виде дамского башмачка, туалетные приборы, "вазки", сапожки-бокальчики, "рога изобилия", лотки, чарки, пасхальные яйца, брелоки, подвески, то есть ассортимент, пользовавшийся спросом мещан и купечества. Были и формы, подсказанные крестьянским бытом - кадушки, корчажки, сливочники, бочонки, кедровые и сосновые шишки, пучки снопов.

     В 1913 году на Всероссийской кустарной выставке этот гипс ( как и изделия из него ) был подвергнут первому серьёзному экзамену. И осмеян. Осмеян официальной критикой, отказавшейся видеть в нём материал, достойный искусства.

     Через десять лет, уже при новом строе, с успехом прошла первая Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. Для уральского резчика гипса она стала исходным пунктом, пробудив ощущение значительности ремесла.

     Путь, пройденный иренскими камнерезами от кустарных мастерских к артелям и далее - к художественно-промышленным предприятиям - это не только биография творчества, но и путь познания материала. Не лёгок был путь от скромной гипсовой рамочки, приукрашенной наивным рисунком и неумело сработанной состоящим на выучке у городского ремесленника крестьянином, к изделиям времени расцвета. Часто шли вслепую, на ощупь, держались за привычные приёмы, примитивную технику и традиционную технологию, за надёжные, опробированные рынком формы.

     В новое время шёл поиск: во имя чего резан камень, кому он адресован. Пусть первые решения были просты и однозначны: "Спортсменка", "Красноармеец на старте", "Горнорабочий" - для их авторов, ещё совсем недавно пребывавших в плену коммерческого "кустарного" стиля, это было ново. Не сразу ушли земские мотивы, присущие анималистическому жанру и камерной декоративной скульптуре, которые пренебрежительно именовали "накомодными". Перемены зрели, но война приостановила их ход. 

     В первые послевоенные годы предоставленные самим себе, потерявшие в годы войны многих замечательных мастеров резчики довольствовались прямыми заимствованиями тем и сюжетов со страниц газет и журналов. В камнерезные формы механически переносились задачи и приёмы графической иллюстрации, плаката, станковой живописи. Содержание подменялось сюжетом, выразительность пластической формы - изобразительной иллюстративностью.

     Но и здесь были свои положительные стороны. В дотошной и скрупулёзной разработке оттачивалось мастерство мастера. Вчерашний ученик становился мастером. Если же прибавить к этому тот ореол уникальности, который сложился вокруг камнерезного промысла, станет понятен интерес к пышным, нарядным формам, тяга к большим размерам, к сложности, выходящей за пределы возможностей гипса, станут объяснимы крупные формы декоративных клейм, рельефов, письменных приборов. Как ни далеки мы сегодня от этого ложного пафоса, чрезмерной композиционной сложности и натурализма - искренность и серьёзность, с которой исполнялись эти формы, так же бесспорны, как и техническое мастерство резчиков.



( по В.Б.Семёнову ). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий