четверг, 17 января 2013 г.

Малахит (пятое упоминание).

Предыдущее (четвёртое) сообщение о малахите можно прочитать здесь.



По мнению Е.П.Мельникова, знатока цветных камней, следует выделить ещё и четвёртую разновидность малахита - пейзажную, когда на отполированном срезе камня отчётливо просматривается какой-то тематический рисунок - горный пейзаж, свеча с молящейся женщиной, кораблик в бурных водах.




Вот как описывает П.П.Бажов это свойство в сказе "Горный мастер": "Наделала Катя бляшек, ещё раз подивилась, какой выходной камешек оказался... И узор редкостный. Будто из середины-то дерево выступает, а на ветке птица сидит и внизу  тоже птица явственно видна..." И далее:"Отпилила Катя досочку (малахитовую) - узор и обозначился. Ещё лучше того-то. Птица с дерева к низу полетела, крылья расправила, а снизу навстречу другая летит..."

Ваза из уральского малахита.


По данным археологов самым ранним изделиям из малахита (бусы, подвески, фигуры, пластинки), принадлежавшим жителям древних земледельческих цивилизаций Ближнего Востока и Египта, от 5 до 10 тысяч лет.




Трёхтысячелетней давности малахитовые поделки (чаши, геммы, серьги, вставки) найдены в Греции, Китае, на Кавказе и на российской территории - в Бурятии. К раннему средневековью относятся также малахитовые сосуды и столешницы Ирана и Китая. В позднем средневековье малахит использовался в отделке архитектурных сооружений - Тырковского дворца (XIV век, Болгария), мавзолея Таджи-Махал (XVII век, Индия). Но настоящий расцвет малахитового искусства был ещё впереди.



Культурно-эстетическое освоение малахита шло в трёх направлениях: ювелирное дело,



камнерезное искусство,



 архитектурно-декоративное убранство.


Следующее (шестое) сообщение о малахите можно прочитать здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий